Можно ли доедать остатки кутьи которую не носили в церковь на следующий день

Коливо, иначе кутья, — вареная пшеница с медом, составлявшая пищу бедных римлян и носившая у них название «coliphia». В христианской церкви коливо приносится: 1) в честь и память Господних праздников и святых, 2) в память усопших и 3) в пятницу первой недели Великого поста в воспоминание о том, как св. Феодор Тирон, явившись епископу Евдоксии, уведомил его о приказании Юлиана Отступника окропить идоложертвенной кровью все продававшиеся на торжище Антиохии припасы, посоветовал употребить в пищу коливо и тем спас христиан от осквернения (Никифор Кал., История X кн., 12 гл.). Обычай приносить коливо в двух первых случаях существовал уже в IV столетии. Указание на это находим в толковании Вальсамона на 4-е апостольское правило. «Каким образом, — говорит он, — приготовленное на память святых и умерших и украшенное разного рода плодами коливо приносится к алтарю, — об этом узнаете из молитвы Великого Афанасия, читаемой за умерших».

Что касается приношения колива в честь памяти святых и всех вообще усопших, то оно составляет как можно думать, остаток тех древних трапез, или вечерей любви, которые устраивались в древней христианской церкви в дни кончины мучеников и простых смертных. «Мы, — говорит, напр., Ориген, — празднуем день смерти потому, что не умирают те, которые кажутся умершими. Поэтому и поминовение святых совершаем и родителей наших и друзей, в вере усопших, набожно память творим. Когда же совершается память их, тогда созываем благочестивых со священниками и вместе с клиром угощаем верующих» (Толкование на книгу Иова). Существование и устройство агап в дни кончины отмечает также и Иоанн Златоуст (Беседа 27 на 1 посл. к Коринфянам). Право считать приношение колива остатком этих древних трапез дают следующие соображения. Как известно, по действующему ныне церковному Уставу поминовение усопших и приношение за них колива совершаются в Великий пост только в пятницу вечером, субботу неделю и не имеют места в остальные седмичные дни (Последование вечера Сырной недели; см. еще Типикон Константинопольского Евергетидского монастыря XII в. и Типикон 1205 г. Барбериновой библиотеки в Риме III № 69: А. А. Дмитриевский, Описание 1, стр. 523. 827). Подобная практика возникла на почве постановлений Лаодикийского собора 364 г.: «ни памяти мученик творити (в Великий пост), токмо в субботу и неделю; не подобает в Великий пост ни брака, ни памяти по мертвых, ни иного коего пира творити» (50 и 51 пр.). Под «пиром» в память усопших собор разумет вышеупомянутые трапезы, устроявшиеся в древней церкви в дни кончины: — их совершение в четыредесятницу представляется несовместимым со строгостью поста. И если на основании соборного запрещения устраивать в Великий пост трапезы по умершим, церковь отменяет на данное время приношение колива, то само собой понятно, что последнее рассматривается ей, как остаток этих именно погребальных трапез. И действительно, молитва над коливом по рукописи Синайской библиотеки 1153 г. № 973 усвояет его приношении название « Εοχη » — вечеря любви. По ее словам, в приношении колива прославляются Господь и Его Пречистая Матерь, принимают участие все святые и Ангелы. Объединяя церковь небесную и земную, оно подобно вечери Авраама, на которой последний принимал странников (А. А. Дмитриевский, Описание II, стр. 111— 112). Как остаток древних трапез в дни памяти святых и усопших, коливо входит и в настоящее время в состав поминального стола и для него благословляется. «Последование над коливом на трапезу в память празднуемых святых» — читаем в рукописи Святогробской библютеки 1584 г. № 134 (4. А. Дмитриевский, Описание II, стр. 806).

Благословение колива в честь и память святых ограничивалось по древней практике чтением одной из трех молитв: современной — «Сотворивый вся словом Твоим, Господи», или — «Боже Вседержителю, создавый небо и землю и море и вся, яже в них», или «Благословен еси, Господи, единый человеколюбивый и безгрешный» (А. А. Дмитриевский, Описание II, стр. 6. 157. 181. 191. 287; 35. 45. 71. 82. 148. 196, 111). Что же касается благословения колива в память усопших, то иногда оно состояло из одной молитвы: «Владыко, Господи Боже наш, во свете живый», или «Благословен еси Боже отцев наших, создавый человека и введший его в мир», или даже «Вся сотворивый словом Твоим, Господи» (А. А. Дмитриевский, ibid, стр. 110. 111. 148), иногда же принимало форму целого последовании с различным составом в зависимости от того, в память кого приносилось коливо: — мирянина, священника или же монаха (А. А. Дмитриевский, ibid, стр. 327. 771. 921). По cравнению с современным оно имело больший объем, — содержало пение погребального канона и погребальных стихир.

В русской церкви обычай приносить коливо отмечается уже в вопросах Кирика к епископу Нифонту. «Слышал я негде, — говорит Кирик, — что над кутьею за упокой нужно зажигать две свечи или четыре или сколько бы ни было, но чёт, а за здравие пять или три». Клим (один из числа тех, к которым Кирик обращался с вопросами), сказал мне на это: сколько хочешь — и за здравие, и за упокой, но без просфор, ибо просфора проскомисается в алтаре и не кладется на кутью» (проф. Е. Е. Голубинский, История русской церкви I, 2, стр. 396 по 1-му изд.).

* Александр Васильевич Петровский, магистр
богословия доцент Спб. Духовной Академии,
священник Успенской Спасо-Сенновской
церкви в г. С.-Петербурге.

В русской церкви обычай приносить коливо отмечается уже в вопросах Кирика к епископу Нифонту. «Слышал я негде, — говорит Кирик, — что над кутьею за упокой нужно зажигать две свечи или четыре или сколько бы ни было, но чёт, а за здравие пять или три». Клим (один из числа тех, к которым Кирик обращался с вопросами), сказал мне на это: сколько хочешь — и за здравие, и за упокой, но без просфор, ибо просфора проскомисается в алтаре и не кладется на кутью» (проф. Е. Е. Голубинский, История русской церкви I, 2, стр. 396 по 1-му изд.).

13 ответов на вопрос “На какой праздник в россии готовили кутью?”

Конечно же, в эту пору особенно принято заниматься благотворительностью – помогать малоимущим и многодетным семьям. Причем, конкретными делами – помочь с продуктами, лекарствами, необходимыми вещами. Бывают случаи, когда прихожане своими силами могут сделать ремонт в квартире многодетной семьи.
Если для детей популярны рождественские елки, то для взрослых в эти дни в некоторых храмах устраивают поэтические вечера. Проводят их обычно в трапезных, прихожане приносят с собой всякие яства, ну и мы в свою очередь угощаем прихожан.
Что касается еды, на Рождество завершается пост. Но выходить из него нужно правильно. Поэтому до праздника Крещения (19 января) никаких постных дней нет по Уставу, за исключением Крещенского сочельника (18 января). Желательно в еде быть сдержанным, чтобы не навредить своему здоровью – съесть немного мяса или рыбы, вполне уместно выпить бокал красного сухого вина, что помогает улучшению пищеварения.
Рождество – это светлый семейный праздник. В этот день обычно собираются большими семьями: семейные пары вместе с детьми стараются навестить родителей и провести время в теплой обстановке. Но все это имеет смысл после участия в Рождественском богослужении. Христос Родился и изменил весь мир».
«История произошла два года назад, – рассказывает Надежда Седокурова из Приморско-Ахтарска. – Поехали мы на каникулы к бабушке в деревню в Саратовскую область. Рождество, святки… решили вечерком погадать на суженого. Гадание заключается в бросании за ворота башмачка – куда носок укажет, оттуда жених явится. Собрались у Маринки, подруги детства. Лучшего «башмачка», чем сапог её брата-милиционера (45-го размера) не нашли. Бросаем, у всех сапог куда-то показывает. Очередь Маринки. Бросила… Выбегаем на улицу – сапога нет. Мы все вокруг обыскали – нет нигде! У девушки трагедия: гадание не удалось, и в чём завтра брат пойдёт на работу, неизвестно. А утром – дикий хохот на всю деревню… Сапог стоит на воротах! Год назад Маринка вышла замуж, муж – лётчик. Вот так!».
«Я переехала в Краснодар из Астрахани, – рассказывает Татьяна Дубовская. – Признаюсь, рождественские традиции на Кубани стали для меня открытием. У астраханцев не принято ходить в канун Рождества в гости с кутьей. Точнее сказать, кутью или подобное блюдо вообще там не готовят в этот день. Обычно, вечером 6 января люди идут в храм на праздничное богослужение. 7 января хозяйки накрывают стол. Традиционно, запекают гуся или утку, а также готовят закуски: холодец, салаты и разносолы. В моей семье еще обязательное блюдо – пироги с рыбой и капустой. Бабушка пекла, потом по её рецепту – мама. Пальчики оближешь! За столом собирается вся семья. Приезжают дети, внуки – кто-то издалека. Обмениваются подарками, но иногда обходится и без этого. Только самым маленьким членам семьи «лисичка» оставляет сюрприз под подушкой. Главное на Рождество – всем встретиться и пообщаться. Такой домашний, уютный праздник.
«Рождество – это один из самых значимых праздников для меня, мы отмечаем его большой компанией вместе с родственниками и близкими друзьями, – говорит Николай Архипов из Тамбовской области. – Очень ждем этот день еще и по той причине, что у нашей дочери День рождения 7 января. Весь рождественский пост мы постимся, но зато праздничный стол стараемся сделать насыщенным. Это все только после церковной службы. Традиционно на нашем столе запеченный гусь с яблоками, домашняя колбаса, салат из кальмаров. К Рождеству обязательно запасаемся домашним вином. Обычно я пою рождественские колядки дома, но в этом году хотим выучить их с женой и друзьями и пойти поколядовать к нашим знакомым. Эти песенки я знаю еще с детства, помню, с ребятами ходили с ними в канун Рождества. Мальчишкам почему-то разрешали колядовать с утра, а девчонкам только с обеда.
Новый год лично для меня не такой уж важный праздник, а вот Рождество жду с большим нетерпением. В этот праздник на душе становится так светло и радостно».

бедная кутья – постная кутья, которую готовят в Сочельник (6 января);
щедрая (богатая) кутья – блюдо с добавлением сливочного масла, сливок или молока, которое готовится на Старый Новый год (13 января);
голодная (водяная) кутья – блюдо, которое в основном состоит из зерновой основы и подсластителя, и готовится перед Крещением (18 января).
Какими бы не были дополнительные компоненты кутьи, всегда должны быть три обязательных ингредиента: зерно, мак и мед. И каждый из них несет свою символичность. Так, зерно символизирует плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Мед символизирует сладость, удовольствие и блага вечной жизни. А мак – это символ достатка и плодородия.

Традиции приготовления кутьи

С древних времен принято готовить кутью из зерен пшеницы, ячменя и перловки. Но на сегодняшний день все чаще можно встретить оригинальные рецепты приготовления кутьи, например, приготовленную из риса, хоть это и отступление от традиций.
Традиционная кутья вариться из пшеницы, которую обычно вначале толкли в ступе с добавлением воды и отделяли от плевел. После пшеницу варили в печи в течение нескольких часов, до момента, когда она должна была хорошо развариться, стать мягкой и приобрести чуть беловатый оттенок.

Кутья, или «кутия» – традиционное блюдо православной поминальной трапезы. Ингредиенты и отдельные особенности рецептов могут довольно сильно различаться от региона к региону, разные вариации кутьи имеют много общего. В большинстве случаев она представляет собой смесь из отваренных круп (пшеницы, ячменя, риса и т.д.), подслащенную медом, фруктами (обычно используются яблоки), сухофруктами (черносливом, изюмом, курагой) и орехами. Кутью нередко путают с ее своеобразным «братом-близнецом» – так называемым «коливом». Путаница происходит из-за того, что с кулинарной точки зрения «кутья» и «коливо» – практически одно и то же блюдо. Различие здесь чисто символическое, но от того не менее важное: кутию едят на поминки, а коливо – на Великий пост.

Интересное:  Нерафинированное кокосовое масло как хранить

Символы кутьи

Символика кутьи построена вокруг центральной темы не только православия, но и всего христианства в целом – вокруг темы воскресения. Основу этого блюда составляют зерна (будь это рис, пшеница или ячмень), которые с древних времен воспринимается многими культурами, и в том числе христианской, как символ возврата жизни. Зерно – это указание на то, что, пусть земной путь покойника и окончен, его ждет новая, истинная жизнь на небесах. Мед и подсластители здесь играют роль намека на сладость райских благ.
Дух православной соборности также связывает с кутьей традицию приносить ее (вместе с другими продуктами) в церковь. Там кутью оставляют на особом поминальном столе-«кануне», чтобы вкушающие пищу прихожане помянули того, за кого делается приношение.

Традиции и обряды праздника

В Рождественский сочельник православные христиане посещают богослужения в храмах: всенощное бдение и литургию.
С самого утра хозяйки проводят тщательную уборку, выкидывают хлам, после чего приступают к приготовлению праздничного ужина. Традиционно к столу подают 12 постных блюд.
В некоторых домах принято уделять особое внимание оформлению рождественского стола. Хозяйки застилают его новой скатертью, под которую кладут пучок сена – символ яслей. По углам стола размещают денежные купюры и зубчики чеснока, которые символизируют здоровье и благополучие членов семьи. Под стол кладут топор, на который сидящие ставят ноги, чтобы обладать крепким здоровьем и духом. В центре размещают композиции из свечей и еловых веток.
Трапезу начинают с молитвы, в которой прославляют Христа, просят благополучия и счастья для всех присутствующих. В первую очередь отведывают кутью, после чего приступают к остальным блюдам.
В канун Рождества в селах молодежь собирается большими компаниями, разукрашивает лица, надевает причудливые костюмы, ходит по домам и поет колядки. Важным атрибутом такого действия выступает Вифлеемская звезда, которую изготавливают из цветной бумаги и лент, а в центр помещают икону. В обрядовых песнях принято прославлять Иисуса Христа, семью хозяина дома. Колядующих одаривают конфетами, выпечкой и деньгами.
В ночь с 6 на 7 января среди молодежи распространены гадания.
В Сочельник следует попросить прощения у людей, которых обидели, простить всех своих врагов.

Символическое значение кутьи устанавливается Церковным Уставом («Типиконом»), который напрямую связывает поминальную трапезу с Богослужением. Следует также помнить, что в православной традиции «поминки» – это праздник памяти не только и не столько о конкретном усопшем человеке, сколько о Боге и сотворенном им миропорядке. Этот праздник – напоминание о том, что есть мимолетное земное и вечное божественное, и божественное в этой паре всегда поставлено во главу угла. Через призму смерти и утраты поминки «напоминают» о действительно важных темах, которыми живет и дышит каждый истинно верующий православный человек. Кутья здесь – один из ключевых символических узлов и инструментов этого «напоминания».

Здравствуйте, дорогие читатели. Хочу вас поздравить с чудесным праздником. Ведь скоро для всех верующих наступит день, когда они будут отмечать празднование Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа (Рождество Христово). Случится это 7 января. Этот праздник — один из важнейших в христианском мире. Он установлен в знак великой радости по причине рождения спасителя человечества Иисуса Христа (Богомладенца, Сына Божьего) от Богородицы Девы Марии. Произошло это событие мирового, даже — Вселенского, масштаба в Вифлееме. Принято, что Рождество предваряется Рождественским постом и включается в число двунадесятых праздников. Оно является заключительным в длительном 40-дневном посте (святой Четыредесятнице). Строжайший пост обязательно соблюдается перед наступлением самого праздника.

Ночью с 6-го на 7-е число во всех православных церквях и храмах свершаются торжественные рождественские богослужения.

За этим следуют святки, которые длятся целых двенадцать суток. В это время все верующие — празднуют и прославляют Христа. Сегодня хочу рассмотреть интересные традиции и обычаи на Рождество Христово. На самом деле все очень интересно, как для детей, так и для взрослых.

Святой вечер или Рождество Христово — традиции и обычаи

На самом деле, еще задолго до Рождества начинались домашние «хлопоты». И у каждого они были своими. Так, хозяин должен был выкормить мясо, поставить для созревания вино, приготовить копчения и так далее. Хозяйка же занималась вышивкой, уборкой, подготовкой новой посуды, приготовлением блюд. Дети помогали им во всем этом.

Второго января (на Игната) делалась финальная уборка, дома украшали дидухом, еловыми ветками.

Четвертого января (на Анастасии) окончательно завершалась заготовка продуктов для праздничного стола.

Шестого числа, с самого рассвета, хозяйка набирала воды для кутьи, узвара, топила очаг, на котором потом готовились блюда. До вечера шестого числа еще продолжался строгий пост. А вот первая звезда возвещала его относительное «окончание».

И чтобы подчеркнуть всю праздность этого момента, принимались за столь долгожданную праздничную трапезу. Но, она, в обязательном порядке, была постной. Стол был невероятно богатым. И на нем должны были стоять, непременно, 12 блюд.

Совсем не обязательно было кушать каждое блюдо полностью. Да и не очень реально это было после строгого поста. А вот понемногу — совсем другое дело. Начинали трапезу с кутьи — центрального, главного, блюда Рождественского стола.

Кроме всего прочего, она является и поминальным блюдом, поэтому миску, наполненную ею, а рядом — узвар, ставили и для умерших родных, которые, как считалось (и считается по сей день) в эту волшебную пору посещают живых.

Кутью приносили и тем людям, которые не являлись родными или проживали в других домах, чтобы пожелать им благополучия, достатка, крепкого здоровья, счастья и радости, а также — поздравить с Рождеством. Эти же пожелания несли и кумовьям.

«Носить вечерю» — вот как называется данный обряд. За нее взрослые дарят деткам гостинцы от души.

Вернемся к праздничному домашнему столу. Он накрывался свежим пахучим сеном, но которые, в чистой красивой посуде ставилась еда. Каждое из блюд обладает своим смыслом. Считается, что на стол следует ставить блюда изо всех фруктов, овощей, имеющихся в хозяйстве, чтобы на следующий год они уродили еще богаче.

Как приготовить кутью рождественскую

В давние времена, чтобы приготовить это уникальное блюдо, принималась за работу вся семья. Каждый ее член, от мала до велика, несколько вечеров подряд, перебирал пшеницу, чтобы использовать в процессе готовки только лучшие зерна. Чуть реже пшеницы использовался ячмень.

Современная кутья, как правило, готовится из риса, но рецепты, в которых используется пшеница и ячмень — возвращаются к нам постепенно. К столу блюдо подается, заправленное маком и пчелиным медом. Иногда ее заправляли и сытой. Это тоже мед, только разведенный. Он не такой сладкий и гораздо более жидкий.

Маковое молоко начали понемногу добавлять в кутью уже позднее. На самом деле, это не молоко, в чистом виде, а предварительно распаренный и тщательно растолченный мак.

Если нет меда, к блюду можно просто добавить сахара. Также, веяние современной кулинарии — изюм и орехи в кутье. Раньше могли добавлять только орехи, у кого они были.

Рецептов приготовления данного блюда — великое множество. Приведем один из самых популярных, использующихся еще нашими предками.

В нем используются пшеничные или ячменные зерна, предварительно толченные в деревянной ступе. Но, они не должны быть раздроблены. Главная задача — снять шелуху, которой они покрыты.

Идеально, если воду, после этого, сливать не нужно было, то есть, она полностью вываривалась.

Готовое зерно заливали : груш, яблок, слив, иногда — плодов абрикос. Зерно раскладывается по мискам отдельно, туда добавляется узвар, можно положить ложку меда. Зерно может заливаться и сытой.

В современной интерпретации кутьи, в нее добавляется орех, изюм, сахар вместо меда (но не обязательно).

Рождественские приметы

Главные приметы, в которые верили тогда, и которые продолжают существовать сейчас:

Запрещается шить на Рождество, чтобы у всех членов семьи было отличное зрение.

Метель в этот день — ранняя весна и буйная листва на деревьях.

Звездное небо — большой урожай гороха.

Кутья, приготовленная главной хозяйкой в доме — крепкое здоровье тому, кто ее съест.

Накануне Рождества лучше не выносить из избы свет и огонь.

На столе ни единая тарелка не должна стоять пустой.

И главное: как пройдет Рождество, таким будет и весь год! Это, конечно же, не единственные приметы. Не хватит нескольких томов, чтобы всех их перечесть. Но, перед вами, самые интересные из них.

В веселом хороводе зимних праздников кружит нас январь. Одно из главных событий месяца – Рождество Христово, которому предшествует Сочельник, а после – до самого Крещения – длятся святки.

Мы не будем подробно останавливаться на истории появления Мессии, ведь об этом подробно рассказывает Новый Завет. Что касается точной даты рождения Сына Божьего, доподлинно она неизвестна. По этому поводу существует множество версий, аргументируемых различными фактами (ученые нередко говорят о сентябре 12 г. до н.э.).

Православные христиане в течение многих столетий отмечают этот день 7-го января. Каждая эпоха внесла в традиции празднования свою лепту, в итоге получился замысловатый калейдоскоп верований, ритуалов, обрядов и примет. Предлагаем ознакомиться с небольшой выборкой самых интересных и важных из них.

И чтобы подчеркнуть всю праздность этого момента, принимались за столь долгожданную праздничную трапезу. Но, она, в обязательном порядке, была постной. Стол был невероятно богатым. И на нем должны были стоять, непременно, 12 блюд.

1. На Святках пели колядки и щедровки. Вечером под Рождество дети носили по дворам кутью: «Прислав батько и маты, натэ вам вэчерю». Хозяева должны попробовать кутью и дать за это денег или конфет. Взрослые ходили ряжеными на Святки: рядились в вывернутые шубы, бабы — в мужиков, мужики — в баб. Пели: «Щедрик-пэдрик, дайте варэнык».

На Новый год рано утром ходили посевать одни мужики. С собой брали и семечки у кармани, и пшениця у кармани. Заходили в дом и кидали пшеницу, семечки или просо в святой угол, приговаривали: «Сию, вию, повываю». Девки на Святки гадали.

х. Индычий (Косяченко П.Т.1929 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

2. На Святки ходили колядовать ряженые в цыган, в вывернутые шубы. Детвора ходит по дворам с кутьёй под Рождество, за это им давали деньги. Дети говорили: «Прислав батько и маты, на-тэ вам вэчерю». Хозяева должны попробовать три ложки каши и помянуть умерших родителей.

Под Рождество ходили щедровать: «Тётя, шо варыла, шо пэкла. »

На Меланку (13 января) ходили и замужние бабы, и незамужние девки, пели: «Мэланья прэбога-та дала на церкву стребла, злата.», им что-нибудь давали — сало или еще что.

Утром на Новый год ходили посыпать только парни. Приходили они очень рано, садились на порог. Хозяева при этом говорили: «Шоб куры плодылысь и петухи шоб былы». Парни потом посыпали пшеницей и приговаривали посевание. За посевание парням давали деньги.

На Святках собирались на игрища, играли там на балалайках, гармошках. Играли «в кольца»: ведущий незаметно отдаёт кому-нибудь кольцо, а второй играющий должен угадать — у кого оно. Если угадал — целует того, у кого оно было.

Девки гадали: под Новый год делали из спичек колодец и клали его возле подушки на ночь. Какой парень придёт во сне воду пить — тот и жених будущий; кидали сапог через ворота; писали на бумажках разные мужские имена, мешали их и тянули, какое имя вытянешь — так и жениха звать будут.

На Святках парни снимают калитку или ворота в доме, где живёт какая-нибудь девка, и прячут. Это забава такая была.

На Святки коноплю прясть было нельзя, только шерсть.

х. Индычий (Ивановская А.Т.1915 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

3. Посыпать на Новый год рано утром приходил один мальчик. Он раскидывал пшеницу, разное зерно: «Ходыв Илья до Васылья.» За посевание давали деньги.

х. Индычий (Мантулина В.М.) ВГУ АКТЛФ 2003.

4. Под Рождество малые дети носили по дворам кутью: «Вам пощедрувать? — Да щедруйтэ». А то начинают разни припевки там.

Интересное:  Как сохранить виноград на зиму свежими

Щедровать на Меланку ходили не только замужние, но и незамужние девки. За это им давали пироги, яйца, яблоки.

с. Красносёловка (Очеретяная М.Г. 1929 г.р., Солодовникова О.Г. 1918 г.р., Зацепилова М.С. 1930 г.р.)

5. На Святках катались на лошадях с колокольчиками. Положено было сватать до Святок. А на Рождество засватанную девушку катали отдельно. Катались с гор.

На Крещенье вырубали прорубь в форме квадрата или круга. Катали молодых на лошадях. с. Красносёловка (Провоторова О.А. 1914 г.р., Мальева В.Н. 1927 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

6. На Новый Год снаряжались, одевали белые цветистые платки, кричали авсени: «Добрый вечер, добрый день, прокричим мы вам авсень. У нашего пана весь двор на помосте, радуйся Боже, веселися, Боже».

Петь авсени ходили ребята и девки. Катались на лошадях, лошади были перевязаны белыми лентами, вышивали накидки на лошадей, выбивали края (зубцы) на накидках. На первых лошадях везли молодуху, там были колокольчики. Катались по селу на лошадях с гармонью.

с. Краснофлотское (Маслова Р.А. 1939 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

7. В ночь перед Крещением ставились крестики на окнах и дверях. Ещё перед Крещением гадали. Молодёжь гадала на зеркалах на невесту или жениха. Гадали на луковицах: на 12 луковицах предсказывали погоду в каждом месяце нового года.

с. Краснофлотское (Мухоркина М.С. 1936 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

8. На Крещение вырубали прорубь в виде креста. Пускали голубей и стреляли из ружья.

9. Вечером под Рождество и мальчики, и девочки лет 10-13 носили по дворам кутью. Хозяева должны были кутью попробовать, и за это давали детям гостинцы. Когда приносили кутью, говорили: «Принэсли вам вэчерю».

Посыпать ходили только хлопци лет 16, девочки не ходили. Заходили во двор и спрашивали: «Можна пасыпать?» А им кажа: «Пожалуйста». Тогда они заходят в дом, подходят к иконам и приговаривают: «Роды, Божи, пшэныцю и всяку пашаныцю. » За посыпание хозяева давали гостинцы.

х. Мироновка (Богомолова П.Ф. 1923 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

10. Под Рождество кутью носили дети: «Прислав батько и маты, наты вам вэчэрю». Хозяева должны попробовать одну-две ложки каши. Детям за это давали деньги, конфеты.

Посыпать ходили под Новый год одни парни 15-16 лет. Приходили они утром рано, посыпали горохом. Парням за это давали деньги и пряники — барыни и коныки.

Ходили по дворам на Меланку, пели: «Милания прэбогата, дала на церкву стребла, злата. »

На Меланку ходили по дворам только замужние бабы. Хозяева давали им за меланки по поляныци (хлеб), по куску сала, колбасы. Бабы возили с собой санки, на которые складывали, что им давали.

Щедровать ходили только девки: «Щедровунька щедрувала, пид виконочком стояла, шо ты, тётка, напэкла — нэси минэ до викна».

с. Пески (Курочкина П.Д. 1936 г.р., Крахмалёва П.А. 1913 г.р., Гребенникова Е.Н. 1919 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

11. Под Рождество дети носили по дворам кутью. Хозяева должны попробовать кашу и дать детям конфеты, печенье — коники, пряники. Коников пекли только на Рождество. Ходили щедровать на Святки, были ряженые.

Посевать ходили хлопцы неженатые. Заходять и пшеныцю на образ сыплять, при этом говорят: «На счастье, на здоровье, на Новый год». Приходили они рано утром. с. Пески (Полященко Е.Я. 1917 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

12. На Рождество стол готовили «кто как жил» (если богато — богатый стол, если бедно — бедный). Ходили щедровали, это называлось Щедрый вечер или Добрый вечер. По дворам ходили в основном дети и несли кутю (кутю готовили старики). Хозяин дома должен был съесть три ложки, «в честь того, чтоб дал яку-нибудь подаяние». В основном просили сало. При этом пели такую щед-ровальную песню: «Прибогатая Милания, дай сёму дому сияния, дайте кусок сала, чтоб ваша дочка плясала». Если ничего не давали, то говорили что-нибудь поганое хозяину.

Новый год встречали 14 января. Был обычай — Посыпальники. Рано утром, с зарёю, заходили в дом и посыпали пол разными семенами со словами: «На счастье, на здороье, на Новый год, роди, Боже, жито, пашаныцу и всяку кашаныцу, быка и телыцу».

Были гадания. Заносили в дом курицу, ставили перед ней чашку с водой, насыпали зерно и клали зеркало. Если курица пила воду, значит, муж будет пьяница, если клевала зерно — работящий, смотрелась в зеркало — щёголь. Еще брали каравай и ночью, в 12 часов, выходили за ворота, спрашивали: «Доля, в яку сторону мне замуж выходить?» Откуда первый звук раздавался, оттуда и будет муж. Подходили ночью к воротам и бросали через них башмак. В какую сторону он носом ложился, оттуда и будет муж.

с. Старая Криуша (Божкова А.П. 1929 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

13. На Святках ходили щедрувать: «Щедрый вэчер, добрый вэчер.» Тем, кто ходил щедру-вать, за щедровки давали хлеб, сало. Ходили взрослые бабы и мужики.

Пекли печенье — коныков, барышень.

с. Старомеловая (Феденко А.М. 1921 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

14. Девчата носили кутью. Посыпать ходили холостые парни.

Виршувать ходили утром на Старый Новый год дети: «Виршов, виршов, я до тэбэ пришёв. Открывай сундучок, доставай пятачок».

с. Старомеловая (Бедная Т.И. 1938 г.р., Усикова Н.Н. 1940г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

15. Кутью носили по дворам под Рождество дети 6-7 лет: «Вам кутью трэба?» Попробуют хозяева кашу и дают за это пряник или конфету.

Щедровать ходили под Новый год: «Яко встану я рано, на восток гляну».

Виршувать ходили вечером под Новый год и дети, и взрослые. Утром на Новый год посыпали пшеницей: «Сею, вею, повэваю.»

На Меланку по дворам ходили замужние бабы.

с. Старомеловая (Семененко М.Н. 1918 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

16. Под Рождество носят кутью и дети, и взрослые. Хозяева детям за кутью давали конфеты, пряники, а взрослым — наливали или деньги давали. Кутью делали ячменную.

Утром на Новый год посыпать ходили только парни. Рассыпали они зерно — пшеницу. Утром на Новый год ходили виршувать и дети, и взрослые. Им за это давали пряники, конфеты, деньги.

Щедровать ходили женщины. Под Меланку ходили по дворам только женщины. с. Старомеловая (Малёванный В. А. 1925 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

17. Посыпать утром рано на Новый год ходили одни мальчики лет по десять. Придуть, кажуть: «С Новым годом, з новым щастьем» — сыплють. Кидают пшеницу на покуть.

Ходили на Святках виршувать.

с. Старомеловая (Шевцова А.С. 1917 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

18. На Рождество дети разносили кутью по домам. Кутью варили из риса и толчёного ячменя.

Посыпать утром рано на Новый год ходили одни мальчики.

с. Старомеловая (Косяченко Е.С. 1926 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

19. На Рождество люди варили холодец, рубили и коптили курей. На Святый вечер (6 января) носыли кутю. Заходыли в дом да говорыли: «Можно до вас? Мамка с папкой послалы. Покуштуй-те!» За кутю давали исты: пырогы, конфэты, кишку (домашнюю колбасу). Ходили и взрослые, и дети, Христа славили: «Рождество твоё, Христе Боже».

Рядом с селом находились пруды и речка. На Крещенье на них делали Иордань и освящённой водой из неё весь год пользовались как целебной. На этот праздник катались на леднях (решето, обмазываемое коровьим навозом, замерзало, покрывалось водой, опять замерзало и служило санями) и играли в игры.

Для игр собирались в доме у сироты или снимали комнату у вдовы. Играли в святочные игры, пели и плясали, гадали с кольцом (собирали у всех кольца и под песню вытаскивали, что говорилось в песне, то должно было случиться с хозяином кольца). Одна из игр называлась «пряжки». Все девушки садились в один круг, в соседний круг — парни. Один из них брал девушку за руку — «Продаёшь?» Если ответ был положительный, то уводил с собой, если отрицательный, то били пряжкой от пояса три раза.

На Новый Год щедровали. Ребята разбрасывали пшеничные зёрна, кричали: «Сею, вею, посеваю, с Новым Годом поздравляю. Дай вам Бог».

На Крещенье рисовали крест на дверях мелом и подписывали: «Яко с вами Бог».

с. Фоменково (Кобцева Н.Д. 1930 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

20. Щедровщики заходили в дом или на подворье и говорили: «Щедрый вечер, добрый вечер! Вам пощедровать? Щедровочка щедровала, пид оконце забигала, дай ты нам тришке, чиво Бог послав!» или: «Дай пирог без ног, чтоб не убёг», «Дайте кишку (домашнюю колбасу), не то сниму крышку».

Если люди отказывались, то им говорили что-нибудь вроде: «У, жадна скотына». с. Фоменково (Кобцева Н.Д. 1930 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

Зима — время для настоящих чудес. В это время года не только много развлечений: катание на лыжах и коньках, игры в снежки, но и большое количество интересных праздников, которые трудно обделить вниманием. Особое место занимает Рождество Христово. О нем пойдет речь далее.

Рождество Христово — это один из старейших церковных праздников, который отмечают с большим размахом. С ним связано множество обрядов и обычаев, которые неуклонно соблюдаются из года в год. Самые распространенные и любимые народом — колядки и ношение вечери. Люди относятся к этому крайне внимательно. Потому что традиции празднования укрепляют духовную ценность и родственные узы, но не все в наше время знают все тонкости и правила колядок. Как же правильно носить вечерю и колядовать? Что при этом нужно делать? Об этом и многом другом по порядку.

Поднесение вечерь уходит корнями в язычество, вошло оно в христианство благодаря особому значению для православных жителей. Люди верили, что это усиливает желание проведать своих друзей, близких и крестных, укрепляет узы. Многие задаются вопросом: какого числа носят вечерю? Согласно обычаю, это происходит вечером 6 января, в Сочельник. Дети приносят своим крестным родителям угощение, поздравляют с Рождеством Христовым. При этом получают взамен подарки и сладости.

Правила

Как правильно носить вечерю? 6 января принято наносить визит своим крестным, поздравляя их с праздником Рождества Христова и угощая их кутьей. При этом необходимо обменяться подарками. Если по какой-то причине посещение не удалось совершить, можно просто поздравить их и приехать в другой день. Это не будет считаться грехом, если причина действительно серьезная, и близкие не будут держать на вас обиду. У многих в наше время возникает резонный вопрос: кому носят вечерю на Рождество? Конечно же, в первую очередь крестному отцу, затем крестной матери. А далее режим посещения можно расставить в любом порядке. Навестить можно не только родственников, но и друзей и просто знакомых.

Данный праздник слывет семейным. Поэтому нередко в нем участвуют дети. В деревнях они переодеваются в необычные костюмы и, сопровождаемые взрослыми, носят вечерю крестным, бабушкам и дедушкам, и просто соседям. В некоторых районах принимать в этом участие можно только ребятам до семи лет, в остальных же — до наступления совершеннолетия.

Что разрешено и запрещено делать 6 января?

В день, когда носят вечерю и колядуют, запрещено сочетаться браком и работать. Обычно это касается только домашних обязанностей, которые можно перенести, например, уборки, пошива одежды и прочих дел. Разрешено выполнять только тот труд, который необходим ближнему. А вот личные интересы в этот день нужно оставить на потом.

Что касаемо бракосочетания, то здесь запрет связан с тем, что в это время проходят богослужения, люди причащаются, и, соответственно, держат пост, но не от пищи, а от плотских утех. Следовательно, таинство венчания верующим людям проводить нельзя.

Приметы на Рождество

С празднованием Рождества связано также много примет и суеверий. Так, например, отмечать это событие необходимо в узком семейном кругу. Но если прихода гостей нельзя избежать, то первым за стол приглашают самого видного мужчину. Согласно примете, он принесет в дом удачу и материальное благополучие. Так как речь идет о праздновании, соответственно, за столом не допускается быть плохо одетым (то есть в грязном, рваном), громко говорить, употреблять бранные слова и опаздывать к началу торжества.

Из Евангельской истории известно, что Богородица накануне рождения Сына пришла в Вифлеем. Вместе с обручником своим Иосифом она участвовала в переписи граждан. Вифлеем – город маленький, в гостинице мест для всех не хватало. Поэтому Мария и Иосиф остановились на ночлег в пещерке. Таких мест в тех краях было много – туда пастухи загоняли на ночь скот. В ту же ночь и родился Христос. Младенца положили в ясли – кормушку для скота. Первыми воплотившемуся Богу поклонились пастухи.

Добрый день, друзья. В нашей культуре праздники тесно связаны с приготовлением пищи. Даже есть такие блюда, что ассоциируются конкретно с определенным событием. Например, Оливье; этот салат принято готовить на НГ. Яйца и кулич – к пасхе. Или же, кутья. Блюдо для рождественских праздников. Как приготовить кутью на рождество? Какой рецепт считается традиционным и какие есть секреты более современных вариантов? И вообще, поговорим не только о том, как правильно , но и из чего приготовить кутью. Затронем и тему других традиций и обычаев, что связаны с этим блюдом.

Интересное:  Как хранить кабачок в квартире

И именно с этого и начнем: история! Потом я расскажу о разнообразных рецептах. А вы сможете дополнить мой рассказ своими секретами по приготовлению этой каши.

Можно смело заявить, что, несмотря на то, что каши из зерна с кусочками фруктов – это часть традиции славянской культуры, но сама кутя пришла в наш народ из более древней цивилизации со множеством обычаев. Именно Греция наградила нас обычаем приготавливать это блюдо к религиозному торжеству.

Правда, в те далекие времена о Христе еще не слышали. А сама кутя приготавливалась на ряд, как языческих религиозных праздников, так и общественных, и семейных. Среди них были не только светлые, посвященные рождению, но и смерти. Словно все, что касается жизни человека, от начала и до конца, заключено в символике ингредиентов этого блюда.

Так почему готовят кутью? Если зерно символизирует жизнь, то дополнительные ингредиенты, такие, как мак или орехи, означают достаток и щедрость. Сладкие продукты, такие, как мед и фрукты говорят о сладкой жизни, полной удовольствий. Именно это и имеют ввиду, когда носят кутью на рождество по домам. Она – пожелание всего доброго, что для многих людей олицетворяет счастье. И слова, которые говорятся при этом, словно программируют на то, что жизнь станет удивительно хорошей!

Приведу примеры украшения кутьи.

Формула вкусной кутьи

Вот пара традиционных рецептов для праздников.

Рецепт 1. Из пшеницы

Чтобы каша из пшеницы получилась вкусной, зерна предварительно замачивают. Или их можно поставить отвариваться в небольшом количестве воды.

  • Пшеница – 1 ст.;
  • Изюм – небольшой пакетик;
  • Орехи – 10-15 шт.;
  • Мед – 4 ст.л.
  • Пшеницу отварить.
  • Залить изюм кипятком минут на 10.
  • Расколоть орехи, измельчить и слегка прожарить.
  • Если мед не жидкий, развести его слегка водой.
  • Соединить все ингредиенты. Закрыть крышку и оставить на 15 минут настояться.

Рецепт 2. Из риса

Второй вариант из риса .

  • Рис – 1 ст.;
  • Молоко – 2,5 ст.;
  • Айва – 2 шт.;
  • Тыква – 100гр;
  • Сахар – по вкусу;
  • Масло – 100гр.

Друзья! Вкусную тему всегда сложно закончить. Так и хочется тут же броситься на кухню, чтобы приготовить блюдо. Я именно это и собираюсь сейчас сделать. И вы можете потренироваться, чтобы в нужное время ваше блюдо понравилось и по вкусу, и по внешнему виду, и деткам, и взрослым. Поэтому буду рада, если вы поделитесь, что у вас получилось. Можно даже прислать фото по одному из контактных адресов. И я вставлю ваше фото в статью.

А на сегодня мы должны уже попрощаться, к сожалению! Читайте, пишите, подписывайтесь на новые статьи. Приглашайте друзей! Я же помогу вам всегда быть в курсе всех событий.

Как правильно отмечать Рождество Христово. Чего нельзя делать. Христианские традиции и обычаи. Приметы на Рождество. Как поздравить с Рождеством Христовым.

В ночь с 6 на 7 января весь православный мир отмечает Рождество Христово — один из самых главных христианских праздников. Это праздник, символизирующий обновление. Ведь именно рождение Христа провозгласило для человечества новую, светлую эру.

Почему именно 12 блюд необходимо приготовить на Рождество?

Это обосновано тем, что в году столько же месяцев. А еще, именно 12 апостолов принимали непосредственное участие в известной тайной вечере с Христом.

1. Кутья, как уже было сказано, главное блюдо этого стола. Это каша из злаковых.

2. Узвар (вар). Специальный компот, главным ингредиентом которого являются сухофрукты.

10. Блины или пампушки (к борщу).

11. Пшенная, либо гречневая, каша.

12. Голубцы с овощами, крупами.

После того, как в кругу семьи заканчивалась трапеза, можно было носить вечерю. В это время молодые люди могли колядовать, взрослые, а с ними и дети, старики, молодые (все, кто хотел) начинали собираться в церковь. Девушки же принимались за гадания. Однако, официально церковью они запрещались!

Рождество Христово 2018: чего нельзя делать, что нужно делать, кутья, праздничный стол

Под страхом всевозможных бед в Рождество нельзя было ничего гнуть, плести или шить. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду — «чтобы волки не вредили крестьянской скотине».

Народная пословица гласит:Кто в Рождество скотину забьет — тот через три года умрет. Нельзя давать в сочельник под Рождество взаймы то, что связано с огнем, например, огниво, спички, зажигалку, ведро угля или дров и т. д., иначе вас постигнет несчастье. Никогда не шейте, не мойте голову, не стирайте и не давайте взаймы в трехдневные святые праздники (Рождество, Пасха и Троица), иначе наживете себе слез и нищеты.

В канун Рождества не одалживают из дома хлеб, соль и денег, иначе все добро будет идти мимо ваших рук. Не стригут волосы и не прядут шерсть. Не стирают и не кипятят белье. Верующие всю грязную работу к этому дню должны закончить еще в Чистый четверг, а кто в канун Рождества «тягает» грязь, тот за это весь год в ней будет сидеть. За рождественский стол нельзя садиться в траурной, то есть в черной одежде — беду накличете.

Если в этот светлый день в вашем дворе завоет собака, то быть беде. Чтобы от нее отвязаться, нужно тут же подойти к собаке, отвязать ее и сказать: «Как тебя веревка не держит, так бы и беда за мой дом не держалась!». Не покупайте 8 января, на второй день Рождества, веревки, чтобы никогда в роду вашем не было повешенных или удавленников. Не варите и не ешьте в этот день кисель, чтобы не зазвать в дом покойника. Девятого января, в третий день Рождества, до заката ни в коем случае не рубите дрова.

Что нужно делать на Рождество:

Согласно народным поверьям, чтобы ваши родные люди были счастливы и здоровы в течение целого года, в праздник Рождества Христова 7 января попросите самого старшего члена семьи угостить всех родственников молоком. Поднося кому-то молоко, он должен каждый раз говорить: «Господь родился, народ крестился. Будь ты весел и здоров. Аминь».

Накануне Рождества в прежние времена выносили и оставляли еду для нуждающихся людей или раздавали угощенье — считалось, что таким образом все умершие предки, не успевшие поесть перед своей смертью, утоляли свой голод. Еду после праздничного застолья не убирали со стола, чтобы и души мертвых родственников откушали праздничной пищи, и за это они будут о вас молиться. В той семье, где нет мира и лада, в Рождественскую ночь выставляют ведро на мороз, а утром ставят на огонь и говорят: «Лед растает, вода закипит, а у [такого-то] по мне душа заболит».

Воду эту дают мужу умываться или в виде чая/супа, а также стирают в ней белье мужа. Святая рождественская вода всегда помогает женской беде. Просите у Бога под Рождество то, что очень нужно. Просите семьдесят семь раз — и вам будет дано. Кто в Рождество в три часа ночи попросит о чем-либо Бога, тому это будет дано.

Если в Рождественскую ночь высмотреть в небе летящую звезду и загадать желание, то оно обязательно сбудется. 7 января в мороз выскочите на улицу налегке и, как только на теле выступят мурашки, скажите: «Как пупырышек много на моей коже, так чтобы и денег было столь много у меня тоже».

♦ Если к вам в дом первым заявится человек в пьяном виде, весь предстоящий год будет в шуме и ссорах. Если ваш порог первой перешагнет женщина, то это к сплетням и неудачам. Если мужчина или мальчик — к благополучию. Если старик или старушка — к долгой жизни. Если к вам в окно постучится птица — к удивительной новости. Если к вам придет нищий или нищенка — к потере и нужде. Если появятся несколько человек сразу — к богатой жизни.

♦ Если к вам под Рождество утром первым зайдет мужчина, надевайте в этот день однотонную одежду, если женщина — цветное платье, чтобы весь год прошел благополучно.

♦ Когда семья сядет за стол под Рождество и при появлении первой звезды начнет вечерять, то незамужняя девушка или неженатый парень из этой семьи, взяв первый не постный кусок в рот, должен держать его на языке и не глотать, пока, выйдя на улицу, случайно не услышит от проходящих мимо людей какое-нибудь имя. Считалось, что такое же имя будет у жениха или у невесты. Люди говорят, что эта примета сбывалась не раз.

♦ Огурцы будут крепкими и хрустящими, если вы засолите их именно в тот день недели, в какой было Рождество в этом году. Хорошая хозяйка для этой цели хранит в укромном месте соль, взятую в Чистый четверг.

♦ Хорошая, добрая примета, если во время рождественского застолья домашний кот сидит под столом — это означает, что в этом году из всех сидящих за столом никто не умрет.

♦ Если утром в Рождество к вам зайдут двое, то в вашем доме не будет смерти, развода и разлук в течение года.

♦ Если в вашем доме в этот день кто-нибудь что-то разольет или разобьет, то весь год для вашей семьи будет неспокойным.

♦ Если человек, идущий в церковь на Рождество, споткнется, то через двенадцать лет, день в день, он заболеет. Чтобы этого не случилось, нужно тут же сказать: «Не к дьяволу, а к Богу иду, Он меня и спасет».

♦ Девятого января обязательно навестите своих кумовьев и родителей.

♦ Ребенок, который 10 января самостоятельно сделает первые шаги, будет здоров, красив и проживет долгую жизнь.

♦ Если больной человек громко чихнет в третий день Рождества, то он скоро выздоровеет и проживет еще долго. Если человек, который тяжело болен, заговорит в этот день о блинах или лошадях, то он скоро отойдет в мир иной.

♦ Десятого января не ставьте опару или квашню. ♦ Одиннадцатого января не подавайте мужу полотенце, иначе он станет распускать руки.

♦ После того, как вам 11 января постучат в дверь или позвонят, сразу же не открывайте. Подождите, когда постучат или позвонят во второй раз, иначе вы в дом болезнь пригласите.

♦ Если Рождество Христово выпадает на понедельник, то в этот год много мужчин умрет. Если Рождество Христово совпадает со вторником, к столу зовут четное число гостей, чтобы не пригласить в дом нищету. Если Рождество Христово выпадает на субботу, то в этот год преставится много стариков, не дожив до следующего Рождества.

♦ Если повитуху звали к роженице и та рожала дитя на Рождество, то бабка-повитуха ни за что не брала даже копеечки за свои труды, мало того, она была обязана стать младенцу крестной матерью. Этот обычай никогда не нарушался, старые люди знали: кто возьмет за роды деньги, то потратит их на гроб для себя.

Изюм тщательно промываем и заливаем кипятком для того, чтобы он приобрел более упругую форму. По сути, он должен, набравшись влаги, превратиться в тот же виноград. Процесс набухания займет не более 20 минут.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.