Сноп пшеницы в доме примета
Содержание
- Сноп пшеницы в доме примета
- Приметы про пшеницу и колоски
- Хлебный колос – «хозяину» угоден
- Подарок природе
- Защита дома
- К чему снится поле пшеницы с колосьями?
- пшеница в снопах
- Смотреть что такое «пшеница в снопах» в других словарях:
- Неживые цветы в доме и приметы о них — стоит ли обзаводиться таким декором
- Сухие цветы в доме — приметы
- Можно ли держать в доме искусственные цветы — приметы
- Приметы про восковые цветы
- Другие цветочные приметы
. Пшеница — Пшеничный колос.
Сноп пшеницы в доме примета
*
Светлана Лаврова: Цветы и деревья в легендах и мифах
Лысковский: Цветочное кружево — легенды о растениях
Цветы в легендах и преданиях (Иллюстрации — короб)
Легенды и мифы о растениях. Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания
Магические свойства растений. Ирина Старостина
Магия домашних растений
. Пшеница — Пшеничный колос.
По одному поверью, пшеница выросла из сорной травы куколя, а жито — из чернобыльника (род полыни. — Авт.). По другому поверью, изгнанные из раяАдам и Ева уходили оттуда, роняя слезы. Их потомки собрали у порога рая землю, смешанную со слезами прародителей, и посеяли ее. Из земли, смешанной со слезами Адама, выросла пшеница, а из земли со слезами Евы — конопля. Еще одна легенда гласит, что, когда на земле еще не было злаков, люди кормились листьями и корой липы. Голоднее всех было собаке, и она заскулила. Бог сжалился и кинул с неба ей в пасть пшеничный колос. Человек выхватил из ее пасти колос, посеял, и получилась пшеница. Вот почему грех убивать собаку — мы едим хлеб, выделенный ей Богом.
Широко распространена легенда о хлебном колосе. Она известна всем славянам и представляет собой вариант легенды об утерянном золотом веке.
В далекие времена, когда сам Бог ходил по земле, жизнь людей была легкой и сытой. Круглый год стояло лето. Когда нужно, выпадал дождь, когда нужно — светило солнце. В лесах росли плодовые деревья, источники были медовыми, из них текли сладкие реки. Звери были смирными, и все кормились травой. Люди не знали ни болезней, ни бед, ни голода. Хлебный колос был очень большим — по локоть, стебля почти не было, потому что зерна начинались от самой земли, а каждое зерно было размером с боб. Хлеба было так много, что его никто не ценил. Один раз Бог, странствуя по земле, увидел, как мать подтерла краюшкой только что испеченного хлеба обмаравшегося ребенка и при этом отказала в пище страннику. Бог рассердился, взошел на небо, проклял и людей и землю и лишил их хлеба. Стала земля как камень, сохой ее не вспашешь. Погода изменилась — то засуха, то стужа. Сладкие реки высохли, трава пожухла, листья завяли. На земле наступил голод. Тогда кошка и собака пошли к Богу просить хлеба. Тот сжалился и выделил хлеба на собачью и кошачью долю — маленький колос на длинном стебле, такой, как у нас сейчас. Бог сделал так, что лето стало занимать только половину года. Зима — для людей, лето — для зверей.
В Полесье до сих пор принято, выпекая хлеб нового урожая, первый кусок давать кошке и собаке, потому что, как говорят в народе, мы едим кошачью и собачью долю.
Другая легенда о хлебном колосе рассказывает, как Богородица ходила по земле под видом старой нищенки, чтобы испытать милосердие людей. Женщина пекла блины и отказалась дать Ей кусочек, сказав: «Я лучше отдам собаке». Богородица разгневалась, вышла в поле и оборвала верхушку колоса — остался только маленький стебель, и то лишь благодаря заступничеству Христа.
Пшеница в христианском искусстве символизирует хлеб причастия, по словам Иисуса на Тайной вечере: «Это — Мое тело». Сноп пшеницы — популярный символ сельского хозяйства и плодородия земли; часто он использовался и в геральдике (называясь «гарб», от французского gerbe, сноп); он фигурирует на гербе «Бейкерз компани» (хлебобулочной компании), а раньше был символом пекарей. В книге Знаки на пабах Пол Корбалисс пишет, что поначалу изображение снопа на вывеске «паба» означало, что предлагаются пекарные изделия своей выпечки, «совмещая таким образом две главных составляющих жизни в одном бизнесе».
Пшеница олицетворяла египетскую богиню-мать, воскрешение Осириса, а в христианстве — Христа. Египтяне и римляне выращивали пшеницу на могилах, чтобы дарить жизнь как живым, так и мертвым. В Древней Греции и Риме снопы хлеба были атрибутами Деметры (Цереры), Геи и Девы, а также символизировали Элевсинские мистерии.
Злаковые культуры пшеница, рожь, маис. Будучи главными злаками, пшеница, рожь и маис (или кукуруза) имеют общечеловеческий символизм земледелия, природного плодородия и урожая. Поскольку пшеницу сеют, выращивают, а затем жнут, она может означать цикл рождения, жизни и смерти, а также возрождения.
Пшеница олицетворяла египетскую богиню-мать, воскрешение Осириса, а в христианстве — Христа. Египтяне и римляне выращивали пшеницу на могилах, чтобы дарить жизнь как живым, так и мертвым. В Древней Греции и Риме снопы хлеба были атрибутами Деметры (Цереры), Геи и Девы, а также символизировали Элевсинские мистерии.
Индейцы юго-запада Северной Америки считают рожь священным символом счастья и процветания, а зародыши пшеницы — олицетворением человека и космоса. Мексиканский солнечный герой символизируется маисом и колибри; пшеница была священным злаком ханаанского бога хлебных злаков Дагона, а также фригийской богини-матери Кибелы.
В христианской традиции, наряду с виноградом, пшеница (основной ингредиент хлеба) ассоциируется с евхаристией (причастием) и может быть олицетворением Девы Марии в ее ипостаси Богоматери. В геральдическом искусстве сноп пшеницы иногда используется в качестве эмблемы пекарей. По традициям некоторых западных народов, в конце сборки урожая в кухнях на фермах вешают ржаную куклу, олицетворяющую дух ржи, чтобы сделать будущие годы урожайными.
- Холостым людям наливные колосья сняться к скорому и успешному браку.
- Молодым женам – к рождению малыша.
- Бедным – к внезапному обогащению.
Приметы про пшеницу и колоски
Предки верили, что злые и добрые силы находятся в постоянном состоянии противоборства. Чтобы одних умилостивить, а других обхитрить, следовало выполнять особые обряды. В частности, с высоким благосостоянием у славян ассоциировалась пшеница – приметы советовали ее использовать для украшения дома «со смыслом».
Спелыми зернами набивали специальных куколок-берегинь, которых хозяйки собственноручно делали из своих нижних рубашек. Самый популярный злак высаживали в мисочке на подоконнике: успешно выросший хлебный колосок приметы называли «денежным кустиком». В дальнейшем его корни очищали от земли и помещали растение в глиняную емкость, на дно которой бросали несколько монет – это сулило постоянный достаток.
Хлебный колос – «хозяину» угоден
Подарок природе
Раньше злаки убирали вручную, с помощью серпа. Женщины вязали снопы, которые свозили в овин для последующего обмолота.
- Но самый «крайний» пучок всегда оставался на поле, он использовался в виде подношения духам природы.
Обычно брали именно колоски пшеницы – приметы велели предварительно украсить такой сноп, перевязать его яркими лентами и символически передать «хозяину» поля (в знак благодарности за щедрый урожай).
Пшеничные колосья входили в состав букетов, которые дарили молодым на свадьбу – так им желали безбедной жизни, здоровых детей и согласия в семье.
Существовали и другие «праздничные» приметы: колоски дома ставили в «красном углу» на многие церковные праздники (в частности, на Спас и Рождество). Считалось, что это поможет обитателям жилища никогда не знать голода и нужды.
Защита дома
- Из пшеницы делали хлеб, а его предки почитали превыше всего. Не случайно с «дедушкой» домовым всегда делились свежей выпечкой.
- Горшочек с колосьями также был угоден главному хранителю усадьбы, воспринимался как знак уважения и признательности за помощь. Такое украшение вполне могло быть сухим, это не умаляло его благотворной силы.
- Для поддержания атмосферы счастья и успеха хозяйки развешивали по углам связки трав, среди которых была и пшеница – в доме (по примете) это обеспечивало не только сытую жизнь, но и согласие.
К чему снится поле пшеницы с колосьями?
Сонники описывают множество ночных видений, в которых фигурирует пшеница. Считается, что это очень благоприятный знак – вне зависимости от нюансов.
- Холостым людям наливные колосья сняться к скорому и успешному браку.
- Молодым женам – к рождению малыша.
- Бедным – к внезапному обогащению.
Очень счастливый сон – пшеничное поле, по которому идет человек. Если при этом он трогает колосья руками, удача в любых начинаниях ему гарантирована!
обилиѥ — ОБИЛИ|Ѥ (54), ˫А с. 1.Хлеб на корню, немолоченный хлеб в снопах: даю за все за то. два села. съ ѡбильѥмь. и съ лошадьми. и съ борътью. Гр до 1270 (новг.); Того(ж) лѣ(т). наiдоша дъждеве. и поiмаша вси рли. i обили˫а и сѣна. ЛН XIII–XIV, 132… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
пшеница в снопах
Универсальный русско-английский словарь . Академик.ру . 2020 .
Смотреть что такое «пшеница в снопах» в других словарях:
Жатва уборка урожая — Так называется время уборки преимущественно хлебных растений (пшеницы, ржи, овса, ячменя и др.). Крестьяне чаще называют время уборки хлебов жнитвом. Время Ж. или жнитва озимых хлебов приходится на июль, самый жаркий обыкновенно в году месяц.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Земледелие — Очень часто слово З. заменяют выражением сельское хозяйство, хотя в то же время и допускают некоторое различие между тем и другим. Так, более крупных земледельцев называют обыкновенно сельскими хозяевами, а мелких, например крестьян земледельцами … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Жатва, уборка урожая — Так называется время уборки преимущественно хлебных растений (пшеницы, ржи, овса, ячменя и др.). Крестьяне чаще называют время уборки хлебов жнитвом. Время Ж. или жнитва озимых хлебов приходится на июль, самый жаркий обыкновенно в году месяц.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
обилиѥ — ОБИЛИ|Ѥ (54), ˫А с. 1.Хлеб на корню, немолоченный хлеб в снопах: даю за все за то. два села. съ ѡбильѥмь. и съ лошадьми. и съ борътью. Гр до 1270 (новг.); Того(ж) лѣ(т). наiдоша дъждеве. и поiмаша вси рли. i обили˫а и сѣна. ЛН XIII–XIV, 132… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
Месяцеслов русский — (Святцы) годовой круг русского крестьянина, выраженный в устном народном творчестве и расписанный по дням каждого месяца, за которыми закреплены отдельные приметы, обычаи, обряды, поверья и наблюдения за явлениями природы. Дни месяцеслова… … Википедия
В наше время изготовление свечей стало намного проще, чем это было в далеком прошлом. Более того, их стоимость сильно упала. Теперь можно приобрести свечи любых формы и цвета, ароматические и многие другие. Вместо средства освещения помещений свеча стала стильным элементом декора, которому найдется место в любом доме. Свечи часто дарят на праздники, особенной популярностью пользуются специальные подарочные экземпляры, например, с поздравлениями с Новым годом или Днем рождения.
Неживые цветы в доме и приметы о них — стоит ли обзаводиться таким декором
Если вы не знаете, можно ли размещать цветы в доме — приметы наших предков помогут вам. Они касаются не только комнатных цветов, но и букетов, а также элементов декора. Далеко не все эти приметы имеют положительное значение.
Сухие цветы в доме — приметы
Букеты из сухих цветов могут радовать взор долгое время. Различные икебаны, букеты, панно и гербарии популярны благодаря довольно приятному внешнему виду. Но приметы о сухих цветах в доме предостерегают от размещения такого декора.
Считается, что сухие цветы держать в доме нельзя. Это приносит беды, болезни, смерть и разлуку с близкими людьми. Некоторые думают, что присутствие в доме сухих цветов может привести даже к разрушению семьи. В целом, практически все приметы о сухих цветах гласят, что тот, кто будет хранить их в доме, будет несчастен.
Эти приметы в настоящее время трактуются не совсем правильно. В прошлом практически каждая изба была украшена пучками и букетами из сухих трав и растений. В домах развешивали пучки трав, которые обладали защитной силой и приносили семье счастье и благосостояние. Не заносили в дом только сухой ковыль, который считался растением вдов и мог привести к смерти главы семьи.
Дело в том, что по старинным приметам о цветах в доме следует избегать только растений с поникшими соцветиями, а также увядших растений, которые были занесены в квартиру свежими. Например, букетов в вазах и цветах в горшках. Против красивых изделий для декора из высушенных растений приметы не имеют аргументов. Напротив, даже рекомендуется использовать защитные обереги из сухих трав, которые наделены соответствующими свойствами.
Можно ли держать в доме искусственные цветы — приметы
На вопрос о том, можно ли держать в доме искусственные цветы, приметы имеют однозначный ответ — нельзя. Они считаются причиной болезней и смертей в доме. Особенно категорична мудрость наших предков касательно плющей и камыша. Считается, что такие искусственные растения приносят смерть и болезнь, и ничего больше.
Наши предки действительно никогда не украшали свои дома искусственными растениями. Их вышивали и рисовали, а также любили в живом и засушенном виде. Сейчас практичный декор для квартир стоит на первом месте, и постоянно покупать живые цветы — это дорого. Поэтому так популярны пластиковые и тканевые изделия в виде цветов. Некоторые из них могут быть довольно реалистичными.
Ненатуральные растения были популярны в Древнем Египте. В Китае делали их из фарфора и глины. В некоторых странах искусственные цветы были популярны в качестве украшений одежды, прически и интерьера. Сейчас же пластиковые, бумажные и тканевые цветы иногда используются для украшения церквей во время праздничных служб.
Еще одно распространенное применение таких растений — это украшение могил. У большинства они ассоциируются именно с кладбищами, что существенно уменьшает популярность такого красивого декора. Так было и много лет назад, именно поэтому и считается, что искусственные цветы приносят смерть, печаль и болезни.
Но, несмотря на плохие приметы об искусственных цветах в доме, многие используют их для украшения квартир. Вы можете последовать их примеру только в том случае, если они не вызывают у вас негативных ассоциаций с кладбищем и смертью. Тогда никакого зла причинить они вам не смогут. Но размещать их в спальне нельзя. Если в комнате живут супруги, они могут расстаться, а одинокий человек, который украсит свою спальню ненатуральными растениями, не найдет свою любовь.
Принимать искусственные цветы в дар нельзя ни в коем случае. Их, в общем-то, и не принято дарить. Считается, что такие изделия несут в себе только негатив, а часто он бывает и целенаправленным.
Приметы про восковые цветы
В наше время изготовление свечей стало намного проще, чем это было в далеком прошлом. Более того, их стоимость сильно упала. Теперь можно приобрести свечи любых формы и цвета, ароматические и многие другие. Вместо средства освещения помещений свеча стала стильным элементом декора, которому найдется место в любом доме. Свечи часто дарят на праздники, особенной популярностью пользуются специальные подарочные экземпляры, например, с поздравлениями с Новым годом или Днем рождения.
Некоторые из этих свечей содержат в себе цветочные элементы. Также популярны свечи, сделанные в виде бутонов и даже букетов цветов. Пожалуй, каждый видел изделия в виде роз, повторяющие аромат этих цветов. Это очень красивые вещи, которые любимы многими. К тому же, действительно красивые «цветочные» свечи стоят довольно дорого и могут быть хорошим подарком.
Существует множество примет про цветы, в том числе и восковые. Наши предки не доверяли им и считали содержание таких свечей в доме очень плохой приметой. Несмотря на дороговизну этих предметов, их старались избегать. Считается, что цветы из воска приносят смерть кого-то из членов семьи, живущей в доме, где они находятся. Лучше избавиться от них и предпочесть свечи в виде чего-то более нейтрального, например, домиков, елок и символов наступающего года.
Другие цветочные приметы
Существует множество цветочных примет, которые появились из опыта наших далеких предков. Растениями украшали практически каждый дом и даже деревенскую избу. Это был один из самых недорогих и доступных каждому декор. Сейчас многие любят домашние цветы и стараются сделать свою квартиру более «зеленой». Этому способствует и учение фен-шуй, поощряющее большое количество растений в квартире.
Нельзя держать в доме увядающие растения. Это не только не украсит ваш интерьер, но и внесет в атмосферу дома и семейные отношения разлад. Считается, что увядающие букеты забирают положительную энергию. Поэтому если букет в вашей вазе простоял не так долго, как вы рассчитывали, от него следует избавиться. Это касается и комнатных растений, которые живут в горшках. Увядшие и засохшие части надо срезать, а погибшие растения — уносить из дома.
Нельзя подбирать сорванные кем-то цветы, которые лежат где-нибудь на улице. В некоторых регионах есть такой обычай — посыпать живыми цветами путь, по которому пронесли гроб на место захоронения. Поэтому подобрать лежащий на земле цветок — навлечь на себя смерть.
В театре никогда не украшают сцену живыми цветами, используют только искусственные. Это не только делает декор дешевле, но и служит приметой. Она гласит, что на сцене с живыми растениями представление будет неудачным.
Красные розы и вообще цветы этого цвета нельзя дарить на свадьбу. Но если вы получили такой подарок от своего возлюбленного, с которым не состоите в браке, это предвещает скорую свадьбу и символизирует серьезность его намерений. Белые цветы, которые обычно дарят на свадьбу, если они подарены не вашим мужем, тоже предвещают свадьбу.
Незабудки на подоконнике в супружеской спальне хранят чувства и оберегают отношения от ссор, недопонимания и измен. А спатифиллум и антуриум — это парные растения, которые хорошо дарить молодоженам. Это символы счастливой семейной жизни, удачи и богатства.
Обо всех популярных на сегодняшний день растениях для дома вы можете прочитать на нашем сайте. Некоторые из них считаются энергетическими вампирами, а целый ряд привлекает только хорошее, например, богатство, верность, счастье в супружеской жизни и многое другое. С помощью правильно подобранного цветка можно изменить свою жизнь к лучшему.
В целом, главное — это не бездумно следовать самим приметам, а прислушиваться к собственным мыслям и ощущениям относительно каких-либо растений. Если приметы говорят, что это хороший вариант, а вам он не нравится — не стоит раздражать себя лишний раз. То же самое касается и обратной ситуации.
Рис клали в рот умершим, а при жертвоприношениях предкам чаши заполняли рисом доверху, что в остальных случаях считалось неприличным.
Богиня зерна идентифицируется с созвездием Девы.
Зерно и вино, как хлеб и вино, представляют сбалансированный продукт сельского хозяйства и, вместе с тем, провиант для жизни.
Меры зерна изображают плодородие, изобилие.
Как составная часть погребальных ритуалов, зерно означает изобилие в потустороннем мире. Ростки пшеницы или ячменя использовались во многих погребальных культах и похоронных обрядах Средиземноморья, Персии, Китая и особенно в Египте, а также в церемонии Страстной Недели в восточном христианстве.
Растущее зерно означало как возрождение героя, так и весенние посевы.
Символ дороги, начала и конца. .
По народному обычаю, из нильского ила делали маленькие фигурки Озириса и втыкали их в зерно в амбарах; выращивание урожая было символом пробуждения после смерти.
Золотой цвет Солнца символизирует всех солнечных богов, богов злаков и также богов созревания урожая.
Осыпание пары зерном, рисом или заменяющими их конфетти или деньгами…
Современный обычай заключения брака сопровождается обрядом осыпания пары рисовыми зернами (символ плодородия), что, как и сама эта зерновая культура, имеет азиатские корни, поэтому на Западе такая традиция отсутствует.
Четвертование обнаруживает связь с жатвой и сбором зерновых культур, символизируя процесс разделения на составные части, который ведёт к полному обновлению.
По одной версии название «гранат» происходит от слова «гранум» — зерно. И действительно, гранаты «торчат» в породе точно зерна в гранатовом плоду.
Моллюски жемчужницы (Margaritefera margaritana) в народе называли перловицами (перл — зерно жемчуга).
Почти всем зерновым присуще общепринятое значение, согласно которому они являются семенными образами.
Початок имеет символическое значение, которое подтверждает значение единичного зерна: он привносит идеи интеграции и контроля, приобретенные посредством символизма «пучка», в символику плодородия или увеличения, заключенную в одном зерне. В целом все початки, пучки и побеги олицетворяют психические силы, объединенные и направленные на надлежащие цели. Различие в символике зерна и колоса, початка.
Как основная пища (хлеб насущный) имеет божественное происхождение.
Может быть волшебным и давать сверхъестественное пропитание, подобно манне, а также чудесным образом наполнять амбары.
Символ изобилия и божественного попечения.
Бессмертие, духовную пищу, изначальную чистоту, славу, солнечную энергию, знание, изобилие, счастье и плодородие,
Табличка с зерном плодородия передавалась императором (каким . ) его супруге.
Фактор жизненной силы, как все продукты, поддерживающие жизнь, такие как скот, зерно, и т. п., а также потомков и долголетие.
Зерно, брошенное в землю («похороненное»), кажется умершим, но весной оно просыпается к новой жизни и даёт богатый урожай.
Зеленое, сменяющееся золотым, — превращение незрелого зерна в зрелое.
В сказках и легендах символами зимы служат: … в кельтской мифологии — Гранус, крестьянин, зерно общества.
Вино и зерно, оба имеют солнечную, божественную природу и символизируют тепло и юность.
Средоточие, возможности, обещание жизни.
- всякое зерно — символ обновления жизни, воскресения и плодородия (земли);
- колосья или снопы пшеницы и других зерновых — атрибуты всех зерновых богов, особенно греческих мистерий
- пробуждающуюся жизнь, возникающую из смерти,
- зарождение и рост посредством силы Солнца,
- изобилие
- золотые колосья — отпрыски брака сияющего Солнца с девственной Землей.
В шумеро-семитской традиции зерно посвящено Кибеле, и хлеб ели ритуально на ее празднике.
Атрибут бога Таммуза (Думузи).
Дагон, знаменитейшее божество филистимлян, считался богом зерна и колоса в Аскалоне и Газе.
В Египте колос — атрибут Изиды, а мера зерна — эмблема Сераписа.
Мумия зерна, см. Постель Озириса.
Озирис символизирует незрелое зеленое зерно, превращающееся в золото бога Солнца Ра.
Вспахивание земли Ритуал вспахивания земли означает также смерть Озириса, который в символическом образе зерна попадает в землю. И когда в Бузирисе во время сбора урожая выгоняли коз на поле, чтобы утрамбовать зерно, то в этом был известный намек на тифонические силы. Ритуал вспахивания земли стал аллегорическим выражением смерти и погребения Озириса, а также через проросшее зерно намеком на его воскрешение.
В Древнем Египте ячмень был связан с воскрешением бога плодородия Осириса. Ячмень, посеянный на теле Озириса, давал ростки и был олицетворением «жизни новой после смерти».
У египтян солнце — золотое зерно.
Осирис в Древнем Египте и Дионис в Древней Греции являлись богами земледелия, их ритуальные смерть и четвертование символизировали этот процесс.
Начиная (примерно) с Элевсинских мистерий зерно становится символом возрождения после могильной ночи, даёт надежду и служит примером преодоления смерти.
Атрибут Цереры, богини земледелия. Она увенчана связкой колосьев и может держать сноп.
Церера в качестве персонификации земного изобилия она носит корону из початков зерен и у нее может быть сноп колосьев
В греко-римской традиции зерно олицетворяет плодородие, изобилие, выбивающуюся из смерти жизнь, творение, и является эмблемой Деметры (Цереры), Гайи и Девы.
Зерно предлагалось в качестве жертвоприношения Артемиде.
Колосок был центральной частью Элевсинских мистерий:
«И там был выставлен как великий, восхитительный, самый совершенный объект мистического созерцания, колосок, сжатый в молчании» ( Философомена
В культе Кибелы Аттис — «сжатый желтый колосок зерна».
Римляне, сажавшие зерно на могилах, обеспечивали тем самым силу жизни для умершего.
В Греческих Мистериях колосья ячменя символизировали плодородие и изобилие урожая. Ассоциировались с Корой (Деметрой) богиней плодородия, ее похищенной дочерью Персефоной и Белой Богиней.
- благополучие,
- плодородие,
- богатство,
- жизнь,
- оберег от порчи.
Обряд обсыпания зерном на Рождество в Щедрый вечер (Старый Новый Год) на свадьбах.
Каждый раз при покидании дома женихом и невестой, перед отправкой в церковь, по возвращении на входах- границах «при покидании своей территории».
Гадания «на зерно»:
найти зерно, подметая под новый год — выйти замуж;
- «на петуха» по кругу — богатый и хозяйственный жених если клюнет кучку зерна;
- под Новый Год девушка обсыпала себя зерном и загадывала увидеть во сне свое будущее.
Средоточие вегетативной силы, символ плодородия, возрождения жизни, бессмертия, вечного обновления, здоровья; наделяется продуцирующей и защитной символикой; как и другие мелкие сыпучие предметы имеет значение множественности и богатства. В обрядовых трапезах зерно выступает в качестве главного ритуального блюда.
- У восточных славян рождественская и новогодняя кутья варилась из зерна разных злаков с добавлением бобов;
- у южных славян в день Св. Варвары, в день Св. Анны или Андреев день готовилось обрядовое кушанье варица из зерна злаковых, кукурузы и бобовых, чтобы все посеянное принесло богатый урожай;
- в день Афанасия зимнего (18.I) женщины сообща варили кашу из зерна, часть ее закапывали в землю для плодородия (Родопы)
- на Средокрестие (среда четвертой недели Великого поста) пекли печенье кресты, кладя в тесто ржаное зерно, «чтобы хлеб уродился» (русские).
В канун Рождества и Нового года на столе помещали зерно всех культур, веря, что это благоприятно повлияет на будущий урожай. Это зерно затем скармливали животным, домашней птице, чтобы они были здоровы и плодовиты. В новогоднюю ночь привязывали колос с крупным зерном к плодовому дереву для усиления плодоношения (Великопольша). В Сочельник бросали зёрна пшеницы в потолок, чтобы родился хлеб, чтобы роились пчёлы, чтобы рос молодняк и был таким резвым, как летящие зёрна (Закарпатье, Гуцульщина).
На Рождество и Новый год осыпали зерном домашних и дом, колядников, полазника, ритуальные предметы (бадняк, «подлазничку», сноп). 3ерно охраняло от порчи молодоженов и наделяло их плодородной силой, обеспечивало обильный урожай хлеба в новом хозяйстве, символизировало счастливую жизнь и здоровое потомство.
При осыпании молодых зерном присутствующие старались его поймать, а потом сыпали невесте в подол (восточная Моравия). В Чехии и Силезии считали, что у невесты будет столько детей, сколько на нее упадет хлебных зёрен во время свадебного осыпания. У сербов и хорватов, когда молодая входила в дом мужа, свекровь бросала на нее зёрна пшеницы и говорила: «Сколько зерен пшеницы, столько тебе, невестка, Бог да пошлет счастливых детей!».
В первую купель ребенка клали зерно или кусочек хлеба, вкладывали в ручку новорожденного несколько хлебных зёрен; в люльку бросали горсть зерна. В Силезии на крестины младенцу приносили в дар зерно, чтобы мальчик стал хорошим хозяином и всегда имел хлеб. В родинных обрядах, кроме символики богатства и чадородия, выступает очистительная функция зерна: послеродовую грязь смывали водой и зерном, повитуха и роженица поочередно сыпали друг другу на руки зёрна (украинцы Волыни).
В похоронных обычаях преобладает охранная функция зерна:
- зерном посыпали покойника, порог дома, дорогу до могилы (восточные славяне).
- После выноса покойника посыпали зерном лавку, на которой стоял гроб.
Полагали, что смерть оскверняет зерно, поэтому, чтобы оно «не пугалось», «чтобы оно не умерло», не утратило способности к плодоношению, при выносе гроба ворошили зерно и три раза подбрасывали горсть зёрен вверх (Закарпатье); кто-нибудь из домочадцев шел в амбар и шевелил зерно (Хорватия). Родственница покойного при выносе гроба бросала ему вслед зерно, чтобы он не лишал хлеба оставшихся в живых (Белоруссия). В поминальные дни рассыпали зерно на могилах.
3ерно приносили в жертву сверхъестественным существам и духам предков, чтобы обеспечить плодородие; зерно из первого снопа жертвовали на церковь.
К Рождеству, Пасхе, «славе» в Словении и Хорватии, а также в Польше и Словакии существовал обычай проращивать зерно в горшке, что призвано было помочь зерну, посеянному в поле.
3ерно наделялось функцией защиты людей и скота от нечистой силы, болезней:
- в дни, когда особенно активизировалась нечистая сила, обсыпали весь двор зерном, закапывали под порогом дома освященную в Сочельник пшеницу (восточные славяне),
- разбрасывали зерно по углам комнаты (гуцулы).
- Зерном пшеницы, сбереженным с Сочельника, можно было спастись от ведьмы, положив его под язык (украинцы восточной Словакии).
Зерно в гаданиях символизировало богатство, достаток, скорое замужество. По русскому поверью, «хлебное зерно в сору — замужество».
В народной медицине особой целебной силой наделялось зерно первого и последнего ржаного снопа. Ячменным зерном прикасались к «ячменю» на глазу, после чего бросали его в огонь или в колодец. Для избавления от болезни ее «кормили» зерном. Во время эпидемий обходили село, осыпая его зерном. Зашитое в одежду зерно является амулетом и защищает от всякой болезни.
В искусстве Ближнего Востока символизировала плодородие и жизнь после смерти.
Культ Матери Риса на острове Бали, фигуру которой составляли длинные (мужское начало) и короткие (женское начало) снопы рисовой соломы, — выражение веры народов Юго-Восточной Азии в то, что стебли риса, подобно людям, содержат в себе жизненную энергию.
Означает потенциальность, непроявленную силу, мужское семя (semen male) и мужское начало, центр, из которого растет Космическое Дерево.
Рис клали в рот умершим, а при жертвоприношениях предкам чаши заполняли рисом доверху, что в остальных случаях считалось неприличным.
Запрещалось также выбрасывать остатки риса.
В настоящее время церемониальной рисовой трапезой буддийский священник призван обеспечить благосостояние и счастье в личной и общественной жизни.
На свадебных церемониях рис символизирует плодородие и прибавление семейства, традиция обсыпания молодоженов рисом принята в Индии.
В мифах рис был даром богов-героев или зарождался одновременно с человеческой жизнью в первичной тыкве. В Китае питье рисовой водки имело ритуальное значение, она считалась некоей формой амброзии, а рисовые зерна, которые были символом защиты от злых духов, помещали в рот умершим. У китайцев семя олицетворяет справедливость, милость и доблесть, которые присущи всем существам, а также империю и землю.
У американских индейцев колосок маиса со всеми семенами олицетворяет народ и все вещи во вселенной.
У мексиканцев куст маиса вместе с колибри означает Героя Солнца и пробуждающуюся вегетацию.
В Древней Мексике известна гора Тлалок в массиве Ицтак-Сиаутль, на которой стоял идол одноименного бога дождя, на его голову складывались семена всех зерновых культур, чтобы вызвать плодородие.
В индуизме семя — это божественный Дух (Атман), находящийся в центре бытия, космическое сердце. Семя в центре индуистского храма символизирует жизнь и само сознание — «чит». Семя-зерно символизирует семя жизни, многое в малом (. ), плодородие.
В христианстве колосья пшеницы — это хлеб Евхаристии, тело Христово, благодать, праведное, Божье. Зерно вместе с вином символизирует Евхаристию.
В части «Физиологуса», посвящённой муравью, говорится:
«Избегай поэтому и ты, человек, животной пищи и бери зерно, которое отложено для хранения. Потому что ячмень сравним с учением еретика, а хлебные злаки — с последовательной верой в Христа».
Сюжет «Голод в Мире Ликийском»: Св. Николай стоит, наблюдая, как грузчики уносят мешки с зерном, тем временем ангел снова наполняет трюмы.
Его возделывание стало необходимостью только после утраты рая и отделения Неба от Земли.
В христианстве семя — это человеческая природа Христа.
Бегство в Египет. Зерно чудесным образом проросло и созрело за ночь.
Колосковое платье Марии. В средние века и в эпоху Ренессанса на одеянии Божьей Матери и на используемых для богослужения и при паломничестве ее изображениях довольно часто рисовались хлебные колосья. Эта разновидность изображения Богоматери напоминает об античной «Хлебной матери» Деметре. Легко представить, что для крестьян в Новое время, независимо от этой символики, одеяние из колосьев олицетворяет собой просьбу об урожае.
Сноп колосьев был приношением Каина Богу (КАИН И АВЕЛЬ).
В религиозном искусстве зерно и виноградная лоза вместе символизируют евхаристические элементы, как на картинах Девы Марии с Младенцем (ДЕВА МАРИЯ, 13).
Виноград и зерно — евхаристические символы.
В религиозном искусстве зерно и виноградная лоза вместе символизируют евхаристические элементы.
Колосья пшеницы и грозди винограда — общеизвестные евхаристические символы, образы хлеба и вина святого причастия. Пшеница при этом указывает на человеческую природу Христа, — толкование восходит к Евангелию от Иоанна:
«Истинно, истиннно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Ин, 12:24
Октябрь (Scorpio, лат. — Скорпион). Разливание вина по бочонкам или сев зерна (сеятель берет зерно из своего фартука).
Сноп колосьев — атрибут: с сошником — персонифицированного Серебряного века (Века человечества); связанный — Согласия.
Иосиф и фараон — оба мечтали о зерне.
В аллегориях плодовитость обычно представлена растением мака, вследствие заключенного в нем огромного количества семян. Ее символами также может быть, помимо прочих, зерно ячменя (Керл-8).
Источники: http://www.myfhology.info/planta/pshenica.htmlhttp://sigils.ru/signs/psheniza.htmlhttp://magya-online.ru/statyi/primeti_pro_pshenicu_i_koloskihttp://universal_ru_en.academic.ru/2308540/%D0%BF%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%B2_%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%85http://grimuar.ru/primetyi/tsvetyi-v-dome-primetyi-predkov.htmlhttp://symbolarium.ru/index.php/%D0%97%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE