Можно ли держать винное сусло в оцинкованной посуде и что будет

Приготовленное фруктово-ягодное сусло заливают для брожения в соответствующую посуду, качество которой нередко сказывается на качестве вина. В домашнем виноделии используют деревянные бочонки и стеклянные бутыли разного размера (см. рис.).

Бутыли новые и бывшие в употреблении необходимо хорошо вымыть раствором кальцинированной соды с последующим тщательным прополаскиванием чистой водой, чтобы они нс имели какого-либо постороннего запаха. Стеклянная посуда удобна для переноски и наблюдения. Однако стекло пропускает свет и не защищает вино от колебаний внешней температуры. Для устранения в какой-то мере указанных недостатков рекомендуется бутыли ставить в плетенные корзины, а также закрывать от света.

Суть брожения заключается в том, что под влиянием ферментов дрожжей сахар сусла превращается в спирт, углекислый газ, небольшое количество глицерина, органических кислот и ряд ароматических веществ. Для выхода воздуха отверстие сосуца необходимо закрыть не просто пробкой, а специальным бродильным шпунтом-затвором (см. рис.).

Наиболее простой бродильный затвор можно сделать самому. Для этого подбирают корковую или резиновую пробку по размеру горла сосуда. По центру вдоль пробки просверливают отверстие диаметром 5-6 мм, вставляют в него стеклянную трубочку соответствующего диаметра. Она должна быть заделана герметично, для чего по верхней плоскости пробки отверстие вокруг трубочки заливают сургучом, воском или заклеивают пластилином. Нижний конец трубочки не должен выступать из пробки. На верхний конец надевают резиновую трубку соответствующего диаметра, в свободный конец которой вставляют стеклянную пипетку для закапывания глаз. Кончик пипетки опускают в бутылочку емкостью 20-100 мл с прокипяченной водой. Чтобы вода не портилась, в нее добавляют несколько капель сернистой (но не серной) кислоты или водку. При таком устройстве ведро затвора (бродильного шпунта) газ из сосуда может свободно выходить через слой воды, а наружный воздух не сможет попасть внутрь сосуда. Кроме того, по пузырькам газа, выходящим из трубки через воду, судят об интенсивности процесса брожения сусла.

Бродильный шпунт особенно необходим, когда сусло подвергается самопроизвольному брожению на диких дрожжах без введения культурных рас, а также при приготовлении легких столовых вин. В тех случаях, когда брожение вызывается введением в сусло разводки чистой культуры винных дрожжей и при получении десертных и ликерных вин, можно вместо бродильного шпунта отверстие сосуда закрыть тугой пробкой из гидроскопичсской ваты.

Иногда, несмотря на то, что сусло приготовлено правильно и в него внесены дрожжи, брожение все же не начинается.

Это происходит от недостатка для жизни дрожжевых грибков тепла и пищи. Дрожжевые грибки плохо себя чувствуют и плохо размножаются, если температура самого сусла слишком низка. С другой стороны, если в помещении чрезмерно тепло, тогда легче развиваются, не только дрожжевые, но и вредные грибки и другие организмы. Практикой виноделия выяснено, что чем меньше в сусле разных вредителей, тем выше (но не более 25°С) можно поднимать температуру сусла и в помещении. В тех случаях, когда обходятся без внесения дрожжей или когда иx вносят мало, выгоднее, чтобы температура не была выше 20°С, по крайней мере в течение первых 6—7 дней. При температуре ниже 16°С замедляется работа дрожжевых грибков.

Наиболее благоприятна для спиртового брожения температура 18-20°С. При этом температура в помещении, где происходит брожение, должна быть ровной, одинаковой и днем и ночью, без резких и частых колебаний, которые каждый раз задерживают брожение и замедляют работу дрожжевых грибков. Если фруктовое вино готовится осенью, в холодное время, то посуду с бродящим суслом следует держать в отапливаемой комнате, но не вблизи печи, не на сквозняке и не на солнечном месте.

Лучше всего посуду с суслом загородить со всех сторон деревянными щитами. Если вино готовится в холодную погоду или из сильно охлажденных фруктов, ‘или в воду для разбавления сока добавляют холодную ключевую, то сусло может получиться очень холодным и брожение в нем не начнется. В таком случае нужно согреть сусло. Для этого отбирают часть его, подогревают, но не до кипения, горячим вливают в посуду с суслом и сейчас же все хорошо перемешивают, чтобы жидкость равномерно согрелась. Оптимальная температура сусла — 16—20°С. Соблюдение температурного режима как в помещении, так и сусла является главным условием возникновения и продолжения брожения.

Второе условие — наличие пиши для дрожжевых грибков. В сусле, сильно разбавленном водой, она есть. Но для того чтобы процесс брожения протекал правильно и был доведен до конца, следует при приготовлении сусла не забыть прибавить нашатыря, являющегося пищей для дрожжей.

Брожение сусла начинается обычно через 6-12 часов. Жидкость сильно пенится, мутится, через бродильный шпунт с каждым днем вес сильнее и быстрее выделяется углекислый газ.

Первое брожение, при котором сусло пенится, называется бурным. Оно продолжается от 10 до 100 дней в зависимости от того, какой крепости вино приготовляется. Чем дольше продолжается бурное брожение, тем больше спирта будет в вине, так как во время его происходит превращение сахара в спирт и углекислый газ. При этом в бурном брожении различают два периода: 1) собственно бурное брожение и 2) главное брожение.

При собственно бурном брожении, продолжающемся обычно 3—7 дней, сусло сильно пенится, пузырьки углекислого газа проходят через бродильный шпунт сплошной струею и подсчитать их почти невозможно (в 1 минуту, примерно до 150—200 пузырьков). Сусло сильно волнуется, вздувается, и пена заполняет все оставшееся в посуде над суслом свободное пространство, а если посуда наполнена суслом доверху, то оно забивает трубку бродильного шпунта, выбивает пробку и может даже разорвать посуду. Это первое брожение называется также иногда верхним, так как дрожжи в это время работают главным образом в верхних слоях сусла.

Затем сусло успокаивается, выделение пузырьков газа уменьшается, пена начинает оседать на дно посуды; это значит, бурное брожение закончилось, и началось главное брожение, называемое также нижним, которое продолжается до тех пор, пока дрожжевые грибки не переработают в спирт весь сахар или не выработают столько спирта, существовать в котором уже не могут. При главном брожении сусло уже не сильно пенится, пузырьки газа с каждым днем выделяются все реже и реже. К этому времени на дно посуды выпадает довольно большой осадок, состоящий главным образом из дрожжей. Цвет молодого вина гораздо прозрачней, чем цвет сусла. На этой стадии считается, что бурное (и главное) брожение закончилось и можно приступать к первой переливке вина.

Во время бурного брожения уход за бродящим суслом состоит в слсдующием.

Взмучивание дрожжевого осадка производится для лучшего разложения всего сахара. Дело в том, что хотя бродящее вино мутно от плавающих в нем дрожжей, поднимаемых со дна посуды выделяющимся газом, однако не все дрожжи находятся в таком плавающем состоянии. Большая часть их покоится на дне, образуя многослойный «пирог». Верхние слои, находясь в соседстве и с сахаром, и с питательными веществами, могут беспрепятственно и размножаться, и работать. Для нижних же слоев это несравненно труднее. И чем меньше остается сахара в сусле, чем легче оно, тем полнее оседают дрожжи, тем плотнее слои и тем больше затруднена их работа. Для того чтобы повысить работоспособность дрожжей, и необходимо взбалтывать дрожжевой осадок чистой палкой или продувать через него струю воздуха из какого-либо меха.

Кратковременный доступ воздуха значительно оживляет работу дрожжей и способствует размножению. Поэтому вес туго бродящие вина полезно во второй половине главного брожения, когда уже образовалось 7—8% (весов) спирта, проветривать вдуванием туда воздуха при помощи меха. Можно бродящее вино вместе с дрожжами перелить в чистую кадку или другую посуду и оставить 3-4 часа.

Добавление сахара производят в том случае, когда готовят вино наибольшей крепости, т. е. содержащее до 16 вес. процентов спирта. В этом случае в сусло сахар кладут не сразу и весь, а лишь 1/6—1/5 часть его (чтобы сахаристость сусла была не выше 10—15%), остальной же равными частями прибавляют к бродящему уже суслу через каждые 5—7 дней. Хотя при таком способе бурное брожение продолжается очень долго (до 100 дней), зато дрожжевые грибки сильнее развиваются и смогут переработать весь сахар и приготовить из него наибольшее количество спирта. Если же мы сразу зададим в сусло весь необходимый сахар, т. е. для образования 16 вес. процентов спирта — 32 вес. процента сахара, то грибкам будет очень трудно его переработать полностью и вино получится крепостью всего в 11—12 вес. процентов, а часть сахара останется не перебродившей. Каждый раз, добавляя сахар (сахарный песок), следует сусло хорошо перемешивать.

Наблюдение за температурой в помещении и бродящего сусла весьма важно для правильного хода брожения. Для благоприятного бурного брожения температура в помещении должна быть 18—20°С. И за этим нужно старательно наблюдать, если вы хотите приготовить хорошее вино. Важно, чтобы и температура сусла не поднималась выше 25°С, что, легко может произойти во время бурного брожения. Дело в том, что при превращении сахара в спирт дрожжевые грибки выделяют часть теплоты. Благодаря этому сусло само нагревается и чем сильнее, тем энергичнее идет бурное брожение. Однако при температуре выше 25°С дрожжевые грибки уже начинают страдать и жизнедеятельность их замедляется, поэтому виноделу следует заботиться о том, чтобы бродящее сусло не слишком сильно нагрелось. Чрезмерное нагретое сусло следует охладить, добавив в него небольшие кусочки льда или окутав посуду мокрым холстом и выставить на сквозняк, пока не охладится. Такое же охлаждение можно произвести и при проветривании сусла на сквозняке или в холодную погоду. Однако не следует и чрезмерно охлаждать сусло, так как это тоже может вредно повлиять на брожение.

Проверка хода брожения производится по окончании главного брожения или если брожение почему-либо прекратилось. В этих случаях следует испробовать молодое вино на вкус, чтобы узнать, много ли в нем осталось сладости и не будет ли прекращение брожения преждевременным. Если брожение прекратилось, а сладость вина еще значительна, нужно произвести его проветривание. Сохранение чрезмерной сладости бывает в тех случаях, когда не был соблюден температурный режим в помещении, неправильно произведено подслащивание сусла, либо от недостаточной бродильной способности дрожжей или от неправильного их применения.

Если же по прекращении брожения сладость или отсутствует или чувствуется мало, а выступает лишь приятная кислотность вина,то винодел может быть доволен,ибо достигнуто самое главное — значительнейшая часть сахара переброжена, чем обеспечены крепость и прочность молодого вина.

Когда главное брожение дошло до возможного предела, дрожжи перестали усваивать и перебраживать сахар, а, на дне посуды осел слой дрожжевого осадка и молодое вино стало почти прозрачным, приступают к 1-ой переливке вина.

Стильная стеклянная посуда от 800 рублей за тарелку.

Кратковременный доступ воздуха значительно оживляет работу дрожжей и способствует размножению. Поэтому вес туго бродящие вина полезно во второй половине главного брожения, когда уже образовалось 7—8% (весов) спирта, проветривать вдуванием туда воздуха при помощи меха. Можно бродящее вино вместе с дрожжами перелить в чистую кадку или другую посуду и оставить 3-4 часа.

Для вина считается подходящей посуда, сделанная из такого материала:

  • дерево (дуб);
  • керамика;
  • стекло;
  • пищевой пластик;
  • а также эмалированная тара.

От металлических бочонков следует отказаться. Нельзя сбраживать и хранить вино в алюминиевой, медной и железной таре. Допускается использование нержавеющей стали, хотя такие емкости непрактичны ввиду дороговизны.

С керамикой все ясно: она редко у кого есть и сейчас практически не производится, по крайней мере, с таким большим «литражом», как нужно для вина. А если у кого и найдется дедушкино приданое, не факт, что им можно пользоваться. Плохо очищенная глиняная емкость сохранить запах предыдущего напитка и передаст его, а также может содержать грибок.

А вот об оставшихся вариантах давайте поговорим подробнее. Какой из них будет самым оптимальным?

Деревянная посуда

Делают ее исключительно из дуба и чаще всего это уже готовые бочонки различной емкости с краником и подставкой. Деревянный материал надежно защищает вино от света, поддерживает постоянную температуру. Кроме того, он дышит, что важно для бродильного процесса. Сам же дуб обладает способностью обогащать напиток танинами, придавая ему особый привкус, какого не будет ни в одной другой таре.

Хотя бочковое вино вызревает быстрее, есть в такой посуде некоторые недостатки. Во – первых, за ней сложно ухаживать, а еще абсолютно не видно, как идет процесс. Во – вторых, перед первым разом использования такая посуда нуждается в специальной обработке. А если плохо вымыть ее при повторном применении, есть риск, что там останутся микробы, которые могут испортить напиток.

Стеклянные бутыли для вина

Чаще всего используется для хранения уже готового вина, разлитого по бутылкам. Но в стеклянных бутылях емкостью 10 или 20 л можно делать сусло и сбраживать напиток. Это очень удобно, ведь они прозрачные и хорошо видно промежуточный результат. К тому же их можно плотно закрыть специальными затворами.

Есть и минусы: прежде всего, хрупкость тары. Еще она не пропускает воздух, поэтому при созревании сливать нужно будет чаще, чем вино в деревянной бочке.

Пластиковые емкости

Очень удобный вариант: можно выбрать бочонок подходящего объема, его легко мыть. Конечно, для хранения стоит отдать предпочтение стеклу, но вот для приготовления вина вполне подходящий вариант.

Единственный недостаток пластика – невозможность наблюдать за процессом. Хотя, если поискать, можно найти и прозрачную посуду.

Эмалированная тара

Это могут быть ведра или кастрюли. Используется на промежуточных этапах, но с одним условием: эмалевое покрытие должно быть целостным. При малейшей трещинке делать виной в ней нельзя.

Итак, подводя итоги, можно отметить, что приготовление домашнего вина удобнее всего проводить в стеклянных или пластиковых емкостях. Хотя остальные перечисленные варианты также имеют право быть.

Это могут быть ведра или кастрюли. Используется на промежуточных этапах, но с одним условием: эмалевое покрытие должно быть целостным. При малейшей трещинке делать виной в ней нельзя.

Приготовление виноградного вина по белому способу.
Ягоды отделяют от гребней (от грозди) , раздавливают, отжимают и отстаивают 12-15 ч. Затем, полученное сусло сливают в посуду для брожения, а осадок сбраживают отдельно. При необходимости добавляют в сок сахар и воду. Сбраживание сусла проходит по описанной выше технологии.

Интересное:  Как заморозить отварные маслята на зиму

Приготовление виноградного вина по красному способу.
Ягоды отделяют от гребней, немытыми измельчают, и сок вместе с мезгой помещают в емкость для брожения. Ягоды измельчают так, чтобы избежать дробления косточек, т. к. они придадут вину неприятный привкус. Через неделю, когда бурное брожение прекращается, молодое вино сливают в другую посуду. Не следует держать сусло в мезге более 8 дней. Отделенную мезгу отжимают и полученное вино смешивают с первой порцией и ставят на дображивание. Когда процесс брожения полностью заканчивается, емкость доливают и плотно закрывают. Сахар и воду можно добавлять при постановке сусла на брожение или при отжиме сока. Уход за молодым вином такой же как и при белом способе.

Приготовление виноградного вина в районах средней полосы имеет свои особенности, что обусловлено погодными условиями, сравнительно коротким вегетационным периодом и недостатком солнца в период вегетации. Ягоды винограда не достигают биологической спелости, и в соке содержится значительно меньше сахара и больше кислот по сравнению с виноградом, выращенным в южных районах. Поэтому при приготовлении сусла необходимо добавлять сахар и воду. Домашнее вино из таких ягод лучше готовить по красному способу.

В средней полосе наличие дрожжей на ягодах значительно меньше по сравнению с южными районами и при подготовке сусла необходимо вносить закваску. Виноград убирают поздно, поэтому закваска готовится отдельно.

Способ приготовления закваски описан выше, и в данном случае незначительно отличается. Готовят его за 10 -12 дней до приготовления сусла для чего выбирают спелые ягоды, и немытыми раздавливают. На 2 стакана ягод добавляют 1 стакан воды и 1/4 стакана сахара (50 -60 г) , помещают в бутылки, заполняя их на 2/3, чтобы избежать выброса жидкости при брожении и закрывают бутылку ватным тампоном.

Закваску можно приготовить и из других поздно созревающих ягод, но в этом случае сахара берут 1/2 стакана. Однако по качеству такая закваска значительно уступает виноградной.

Закваски берут 2 — 3 % от количества сусла (200 -300 мл на 1 л сусла) , но если закваска приготовлена из ягод того же сорта, количество ее может быть увеличено, что будет способствовать более интенсивному брожению. При отсутствии закваски, можно использовать осадок ранее перебродившего вина, виноградного или плодово-ягодного, добавляя его до 1 % от количества сусла. Хорошо внести хлористый аммоний 0,3 г на 1 л сусла, что значительно улучшит брожение. Процесс брожения продолжается 8-10 недель.

Еще один способ приготовления вина из недостаточно сладкого винограда.
При температуре воздуха ниже 20 °С дробленные ягоды заливают подогретой водой (температурой не выше 40 — 50 °С) , из расчета до 1 л на 10 л дробленой массы и оставляют для брожения на 4 — 5 дней. Если за это время всплывшая мезга подсыхает и покрывается сизым налетом, ее перемешивают. В очередной раз, когда мезга всплыла, ее отжимают, в сусло добавляют 50 — 60 г/л сахара и оста

Закваску можно приготовить и из других поздно созревающих ягод, но в этом случае сахара берут 1/2 стакана. Однако по качеству такая закваска значительно уступает виноградной.

Материал из которого должна быть изготовлена емкость для браги

Обычно используются различные сосуды из стекла, пищевого пластика и нержавейки. Но в виде исключения встречаются и емкости для браги из дерева – бочонки. Традиционным, весьма «знаковым» сосудом для изготовления браги является большой бидон из-под молока. Каковы же плюсы и минусы этих материалов?

Пластик

Полиэтиленовые емкости для брожения браги из-под воды и других пищевых продуктов дешевы, и поэтому применяются очень широко. Умельцы с легкостью оснащают пластиковые ведра и другие тары для браги нагревателями, насосами-мешалками, самодельными гидрозатворами и прочими приспособлениями. Но, несмотря на доступность и простоту в использовании, готовить брагу в пластиковой таре не рекомендуется. Ведь среда в браге большую часть времени не нейтральная, как в воде, а кислая. Во время длительного сбраживания множество вредных соединений могут переходить в сусло. Неизвестно, нанесут ли они вред здоровью, но вкус и запах продукта могут испортить.

Алюминий

Очень часто используют алюминиевые бидоны и фляги для приготовления браги, этого не рекомендуется делать, и причина практически та же, что и в случае пластика. Пищевой алюминий сам по себе безвреден, но создаваемая в сусле агрессивная кислая среда окисляет вещества из сплава. В результате, продукты окисления оказываются в растворе.

Стекло

Стеклянная тара – для многих идеальный выбор емкости для сбраживания. Она абсолютно нейтральна химически, доступна. Стеклянный сосуд для браги прозрачен, что лучше позволяет контролировать происходящие в нем процессы. Но у стекла есть и существенный недостатки:

  • Основной недостаток это хрупкость, может разбиться от неравномерного нагрева, от механического или внутреннего давления.

Бутыли на 20 и 10 литров с широким горлом раньше, когда стеклянную тару труднее было приобрести, были настоящим домашним сокровищем.

Стеклянная емкость – хороший выбор для домашних виноделов, привыкших иметь дело с этим материалом, но рекомендовать его использовать для браги не будем потому что это не совсем практично и травмоопасно, лучше такие емкости применять для готового продукта.

Нержавеющая сталь

Нержавейка – лучший выбор для бродильной емкости. Она стойкая к спирту и кислоте и ее невозможно сломать или разбить. Нержавеющая сталь в какой-то мере подавляет развитие вредной микрофлоры, способной испортить брагу. Единственный ее недостаток – дороговизна. Но, если вы ставите сусло для перегонки постоянно и если заботитесь о качестве, то стоит приобрести емкость из нержавейки. Это будет оправданным и разумным вложением. Если вы владеете сварочным аппаратом то можете сделать емкость из нержавейки для браги своими руками.

Мы рекомендуем использовать емкости из нержавейки в них получается отличная брага, было замечено что аромат у браги в таких емкостях насыщение и приятнее, так получается приготовить отличный самогон.

Дерево

Для сбраживания можно использовать дубовую бочку. Дерево обогатит бражку новыми ароматами и вкусами. Оно защитит от солнечного света и перепадов температур. Дерево было бы идеальным материалом, но бочки стоят дорого и использовать для брожения их жалко. Применяйте бочки по назначению, для хранения и выдержки уже готовых напитков.

Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить щелочные и кислые растворы, собирать в нее ягоды

Алюминий – это химически активный металл. Он без проблем вступает в самые разнообразные реакции с щелочными и кислыми соединениями. Когда проходят такие реакции, выделяется водород. Например, алюминий за счет уксусной кислоты превращается в соль, которая называется ацетат алюминия.

Также каустическая сода реагирует на алюминий, однако только в воде. Во время данной реакции образуется гидрооксоалюмината. Плюс происходит выделение водорода. На поверхности такой посуды присутствует пленочка окиси. Если вы когда-то варили в подобной посуде варенье, наверняка замечали, как стенки внутри посуды становились блестящими.

Все потому, что пленка окиси в процессе варки за счет органических кислот, входящих в овощи и фрукты, и разрушается. Вследствие этого алюминий проникает в пищу. Следовательно, в алюминиевой посуде можно варить только те продукты, которые мы вам перечислили выше. В них почти нет соли и кислот, а потому пленка окиси не уничтожится. Если вы решите отварить в посуде соленую еду или кислую, тогда продолжить готовку желательно в эмалированной или стеклянной посуде.

Можно ли пользоваться алюминиевой посудой правда и мифы, польза и вред

Итак, для начала узнаем из каких именно материалов выпускается алюминиевая посуда. В пищевом производстве для изготовления такой посуды применяют чистый алюминий и некоторые сплавы этого металла. Они меняют физические качества алюминия, воздействуют на термостойкость, а также на его пластичность.

Как правило, в производстве применяются готовые алюминиевые листы. Затем из этих листов штампуется кухонная утварь. В основном в процессе применяется способ чеканки либо ковка

Конечно же, не многие люди, когда покупают подобную посуду, уделяют особенное внимание вопросу изготовления. Однако следует отметить то, что кованая посуда имеет большую прочность и теплопроводимость

Та посуда, которая изготовлена только из алюминия, без добавления дополнительных веществ, пользуется огромной популярностью. Однако она стоит сравнительно дороже.

Мифы, которые связаны с применением посуды из алюминия:

  • Применение алюминиевой посуды может вызвать разнообразные заболевания. Данный миф считается самым распространенным и неподтвержденным. Как бы там ни было, отсутствуют исследования, которые касаются данной темы. К тому же нельзя точно узнать возможное число алюминиевых частичек, которые проникают в организм человека.
  • При этом, благодаря многочисленным обследованиям стало известно то, что в организм человека алюминий попадает 2 методами: благодаря средствам, которые мы привыкли употреблять от изжоги, и благодаря дезодорантам-антиперспирантам, где присутствует гидроксохлорид алюминия. Многие люди каждый день пользуются данными косметическими средствами.
  • Они даже и не думают о том, какие могут от этого возникнуть последствия. Влияние данного вещества на кожный покров официально было изучено, а потому считается негативным. Следовательно, говорить про то, что причина возникновения той или иной болезни – посуда из алюминия, неправильно. Поскольку наши предки готовили в этой посуде и были совершенно здоровы.
  • Алюминиевая посуда недолговечная. Та кухонная утварь, которая изготовлена из тоненького металла, может, конечно же, деформироваться – на основание данного момента и делается этот вывод. Дабы посуда не деформировалась, необходимо приобретать ту, которая имеет толстые стенки. Она стоит значительно дороже, имеет толстые стенки, но больший вес. Плюс к тому же на внешней стороне чаще всего присутствует шлифованный круг. Очень важно выбрать качественную кухонную утварь и правильно за ней ухаживать, тогда она сможет прослужить не один год.

Теперь перечислим положительные и отрицательные стороны алюминиевой посуды. Положительные:

  • Небольшая цена. Это касается также изделий, которые покрыты тефлоном, камнем, керамикой. Благодаря наличию алюминиевой основы посуда стоит немного дороже, чем подобные аналоги.
  • Повышенная теплопроводимость. Посуда, изготовленная из алюминия, имеет свойство быстро нагреваться, плюс также быстро остывать. Это дает возможность сэкономить свое время, которое будет потрачено на приготовление еды. Для подогрева каши, молока, для варки яиц, как правило, применяются такие емкости.
  • Посуда из алюминия не ржавеет. И все потому, что она имеет тонкую оксидную пленку, которая появляется на поверхности кастрюль, тарелок, ложек…Данная пленка очень прочная, следовательно, еда с самим металлом не контактирует.
  • Современная посуда из алюминия имеет защитное покрытие. Оно продлевает срок эксплуатации посуды, а еще снижает риск проникновения алюминиевых частичек в еду. Еще благодаря данному ходу уменьшается вероятность изменения вкусовых качеств еды, ее аромата, что часто происходило ранее, когда запускались процессы окисления.
  • Повышенная теплопроводность алюминия часто является причиной, когда пристает еда к поверхности. Если не следить за каждым моментом, можно просто пищу испортить.
  • Хоть посуда не нуждается в тщательном уходе, на устранение пригоревшей еды необходимо потратить много времени. А использование агрессивных моющих средств портит поверхность либо убирает ее защитную пленку.
  • Также такая посуда, как было сказано выше, иногда деформируется. Даже, если аккуратно обращаться с ней, нет никакой гарантии, что изначальный вид посуды не будет испорчен со временем.

Посуда для виноделия это важно

Посуда – это важный атрибут виноделия. Поэтому планируя закупку винограда (или других плодов/ягод) для домашнего вина, надо ориентироваться не только на рецепт (количество ингредиентов), но и провести ревизию имеющихся в распоряжении ёмкостей, которые можно использовать на разных этапах приготовления вина.

Лучше подкорректировать рецепт в сторону уменьшения ингредиентов, чем приобрести винограда больше, чем можно переработать в ваших домашних условиях. Кроме того, производство вина процесс длительный, он может растянуться на всю зиму, поэтому надо продумать, куда можно поставить бродильные ёмкости. Ограниченная площадь также может повлиять на выбор формы и объёма тары.

Очень важным является материал, из которого изготовлены ёмкости для приготовления вина. Подходящая посуда:

  • деревянная (дубовая);
  • керамическая;
  • стеклянная;
  • эмалированная (без дефектов и повреждений эмали).

Любую металлическую посуду — из алюминия, меди, железа (за исключением ёмкостей из качественной нержавеющей стали) нельзя использовать для приготовления вина. Её не стоит применять даже для кратковременного хранения продуктов виноделия.

Лучше подкорректировать рецепт в сторону уменьшения ингредиентов, чем приобрести винограда больше, чем можно переработать в ваших домашних условиях. Кроме того, производство вина процесс длительный, он может растянуться на всю зиму, поэтому надо продумать, куда можно поставить бродильные ёмкости. Ограниченная площадь также может повлиять на выбор формы и объёма тары.

Угу и там есть ответ — пластик нельзя использовать потому . что сами знаете почему. Ёмко да ?

Ну почему же. Можно . Если вина и работы своей не жалко.

Обсуждалось много раз, и единого мнения, как и всегда, нет. Вкратце так: пластик весьма разнокачественный, пластик может дать посторонний запах, пластик очень удобен.
Сам использую 2 40-литровых бочки из пищевого пластика только для сбора винограда, поскольку открывая крышку, я чувствую запах пластика, и он мне не нужен в вине. Однако могу предположить, что есть и вполне качественные изделия из пластика, но имея возможность использовать стекло или нержавейку не вижу смысла рисковать и покупать «кашерный» Итальянский пластик. А для брожения 6-литровки из-под воды вполне годятся, как для начала.

Полностью согласен лучше стеклом пользоваться, не будет никаких посторонних запахов. А это весьма важно.

Надавил 20 л винограда красного и залиил в эмалированую кастрюлю.Скоро разливать в бутеля а их нет у меня .Есть 100л емкость из нержавейки пищевой.Сначала думал в ней 60 л а сегодня перемерил-100.При всех добавках сахара и воды будет думаю 25 л.Подскажите-подходит ли емкость с нержавейки для брожения вина и емкость не очень большая для такого количества виноматериала.Может долить больше воды,что был обьем литров 30.

Воду добавлять нужно, иначе вино будет тяжёлое. На 6,5 литров сока нужно воды 1,5 литров воды. Для брожения подавленного винограда емкость из нержавейки подходит, но нужно держать не больше 3 дней. А для брожения вина лучше не пользоваться. Вреда нет, но будет присутствовать привкус метала в вине.

Интересное:  Сколько хранится осетр в холодильнике свежий

делал вино не добавляя воды, но когда стал это делать, то вино получилось лучше и пилось легче.
Давайте не будем лепить мухи и ккотлеты в одну кучу.
Да для наливок это так,добавляя воду,мы снижаем излишнюю кислотность,но при этом и снижаем количество сахаров,приходится добавлять сахар,в итоге получаем сахарную бражку,украшенную вкусом и ароматом ягод.
А причем здесь вино?

Пластиковые емкости это,конечно удобно,но понятие «пищевой» весьма относительное,и здесь присутствует логика:Если я не вижу,не понимаю и не имею информации,тоя и не боюсь.
Лучше нержи и дуба пока еще ни кто ничего не придумал.

Я когда то скачал в интернете таблицу,где было написано сколько воды нужно для приготовления вина из разных ягод. Раньше я тоже делал вино не добавляя воды, но когда стал это делать, то вино получилось лучше и пилось легче.

В этой таблице есть две строки по винограду,одна для «нормального», другая для «северного», Так вот в первой строке все НУЛИ.Во второй строке- рекомендуют и воду и сахар. Прочтите еще раз пост Александра!

В этой таблице есть две строки по винограду,одна для «нормального», другая для «северного», Так вот в первой строке все НУЛИ.Во второй строке- рекомендуют и воду и сахар. Прочтите еще раз пост Александра!

Да есть и такое. Всё зависит какое вино вы хотите получить. Я в том году сделал вино из Ркацители без воды и сахара, и вино получилось не очень. В этом году уже булькает Ркацители с сахаром и водой, потом сравню что лучше.

Подавляющее большинство мировых вин сделаны именно в нержавейке

Неужели у вас ещё что-то бродит,
Будем думать Саратовская шутка,сейчас выкладываю так как переехал с дачи под Новый год.
Десять вёдер уложил на даче,осталось в дубовых бочках ещё столько.

Alex,Вы правы:недавно по-случаю побывал на винзаводе в Шабо,
А я жил в 40км от него в молодости до службы и вина попил ихнего не меренно на тенисном турнире в Каролино- Бугазе на протяжении 15 лет,ездил уже из Ульяновска.

нашол экологичные бочки название бочки
«ECO FUT»производитель»MIPI»-В этих бочках на украину приходит «вишня в спирту» на «рошеновскую фабрику» полная адгезия к спирто-содержащим продуктам брожу уже второй год- ни посторонних запахов ни каких либо отклонений- пока не замечал-бочка не винтовая крышка а клинится обручем!что на моё мнение гораздо удобней и надёжней!

А можно попросить фото этих бочек, заинтересовали однако 🙂
Заранее спасибо.

Полипропиленовые ёмкости с плавающей крышкой серии ПОНТОН теперь можно заказать и с термометром. На фото ёмкость 12″ 50л с термометром.

в нержавейке виноградный сок всё равно окисляется вино становится мутноватым хот белое хоть тёмное. Я дубовую буду делать в этом году.
Ф пока пользуюсь пластиковой правда хлипенькое всё но небольшое количество (150кг) тянет

Из шелковицы нормально будет? Есть хорошая древесина шелковицы, думаю сделать с неё пресс.

За шелковицу сказать ни чего не могу не пробывал и не от кого не слышал. Думаю из древесины любой окисления не будет

За шелковицу сказать ни чего не могу не пробывал и не от кого не слышал. Думаю из древесины любой окисления не будет

я думаю привкус может переходить. Например если сделать корзину из хвойных, то я уверен что будет отдавать канифолью.

я думаю привкус может переходить. Например если сделать корзину из хвойных, то я уверен что будет отдавать канифолью.

Пробывал временно из сосны делать ,так канифолью не отдавало на следуйщий год она просто рассыхалась и расподалась в нижней части.

Поясните, сколько времени должно сусло в корзине из хвои находится, чтобы канифолью «отдавало». К тому же, это уж очень «стараться» надо доски в смоле выбрать для своего «изделия».

Я не знаю, это было предположение, так как в сусле есть кислота, которая может вытягивать запах. Повторяю- это предполдожение и делать глупую вещь не хочется. Да и промышленность почему то делает корзины прессов из дуба или бука, почему то сосна или береза, как более доступные не используются.

в нержавейке виноградный сок всё равно окисляется вино становится мутноватым хот белое хоть тёмное. Я дубовую буду делать в этом году.
Ф пока пользуюсь пластиковой правда хлипенькое всё но небольшое количество (150кг) тянет

Если нормальная нержавейка пищевая ни чего не окисляется в прошлом году пользовался всё в порядке.

Да и промышленность почему то делает корзины прессов из дуба или бука, почему то сосна или береза, как более доступные не используются.

1. В корзиночном прессе предпочтительней, что бы в корзине были щели, да и в прессах другого типа для вина, то же. Т.к. дырки забиваются, и сусло через мезгу идёт вверх, проходя через разрушенные ягоды, захватывая мелкие частички, и под давлением разрушая твердые элементы клеточных стенок, обогащаясь в-вами, придающими грубость. В щелевом сусло стекает. Но это важно, если нужно высокое качество. Изготовить корзину из металла с щелями — это до последнего времени было дороже, т.к. высокая металлоёмкость. Поэтому применяли дуб и бук, как самую дешевую конструкционную древесину,твердую, долговечную. Попробуйте сломать рейку из сосны, и такого же сечения из дуба или, тем более бука. )

2. Береза, и тем более сосна не отличаются ни такой твердостью, ни, тем более такой долговечностью/износостойкостью. Некоторым прессам, изготовленным полностью из дуба (даже винт), по нескольку сотен лет, и они до сих пор использовались. Хорошая, возможно лучшая альтернатива — это белая акация (робиния). Но вы попробуйте найти нормальный сухой пиломатериал, и попробуйте с ним поработать. ))

3. Для маленького пресса, если вы не перерабатываете большое количество, то можно и сосну. Если уж боитесь запаха, то можно рейки выварить пару раз. Но, как было сказано выше, она со временем рассохнется и потрескается. Кроме того пористость её высокая — а это домик для бактерий и грибов.

4. Металлические элементы многих старых промышленных прессов были из чугуна или стали, покрытые краской, которая быстро облупливалась, и в таком виде они использовались десятилетиями, и даже столетиями без особого влияния на качество вина, т.к. площадь соприкосновения и время контакта маленькие.

Будете делать корзину, предусмотрите возможность ее постоянно переворачивать.
Вообще думаю разных размеров корзины сделать 2 штуки, т.к. разное количество разных сортов посажено. А переворачивать- это для равнмерного износа?

Хорошая, возможно лучшая альтернатива — это белая акация (робиния). Но вы попробуйте найти нормальный сухой пиломатериал, и попробуйте с ним поработать. ))
Часто валю деревья и акация не такая уж проблема- ровный ствол без дупла, который высушить и распустить на доски- не проблема. А чем акация лучше шелковицы? Думал с ясеня сделать, но напиленные доски с 2 больших деревьев решил применить в другое дело, но он очень похож на дуб всем кроме цвета.

Часто валю деревья и акация не такая уж проблема- ровный ствол без дупла, который высушить и распустить на доски- не проблема. А чем акация лучше шелковицы? Думал с ясеня сделать, но напиленные доски с 2 больших деревьев решил применить в другое дело, но он очень похож на дуб всем кроме цвета.

«Древесина шелковицы имеет плотность 600-700 кг/кубометр, что сравнимо с буковой древесиной. Она вязкая, тяжелая, но плохо принимает защитные составы из-за низкого водопоглощения. К биологическим воздействиям довольно чувствительная, поэтому для наружных работ ее не применяют. «

Вот и всё объяснение. Столбы для шпалер делают только из дуба и акации в наших условиях, т.к. другой доступной древесины, выдерживающей хотя бы 8-10 лет под открытым небом и в земле нет.

Надавил 20 л винограда красного и залиил в эмалированую кастрюлю.Скоро разливать в бутеля а их нет у меня .Есть 100л емкость из нержавейки пищевой.Сначала думал в ней 60 л а сегодня перемерил-100.При всех добавках сахара и воды будет думаю 25 л.Подскажите-подходит ли емкость с нержавейки для брожения вина и емкость не очень большая для такого количества виноматериала.Может долить больше воды,что был обьем литров 30.

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

1 Тема от Аврамий 2014-09-13 15:27:47 (2014-09-13 15:28:19 отредактировано Аврамий)

  • Аврамий
  • Профессионал
  • Неактивен

    Тема: Условия брожения винного сусла

    Иногда несмотря на то, что сусло приготовлено правильно и в него внесены дрожжи, брожение все же не начинается. Это вызвано тем, что: 1) либо для жизни дрожжевых грибков недостаточно тепла, 2) либо недостаточно питания для дрожжей.

    Первое условие — правильная температура брожения. Дрожжевые грибки плохо размножаются, если в помещении чрезмерно тепло, тогда сильнее развивается вредная микрофлора. Чем меньше в сусле посторонней микрофлоры, тем выше, но не более 25°С, можно поднимать температуру сусла и помещения. В тех случаях, когда обходятся без внесения дрожжей или когда их вносится мало, выгоднее, чтобы температура не была выше 20°, по крайней мере, в течение первых 6─7 дней. Понижение температуры ниже 16° также замедляет работу дрожжевых грибков. Поэтому лучше, если температура помещения и сусла держится все время около 18─22°, что наиболее благоприятно для спиртового брожения. При этом температура помещения, где происходит брожение, должна быть ровной, без резких и частых колебаний, которые замедляют работу дрожжевых грибков. Поэтому если фруктовое вино готовится осенью, в холодное время, то посуду с бродящим суслом следует держать в отапливаемой комнате, но не вблизи печи, не на сквозняке и не на солнечном месте. Лучше всего посуду с суслом загородить со всех сторон какими-либо деревянными щитами.

    Если вино готовится в холодную погоду или из фруктов сильно охладившихся, или если вода для разбавления сока была взята холодная ключевая, то сусло может получиться очень холодным, и брожение в нем поэтому не начинается. В таком случае нужно согреть сусло. Для этого отбирают часть сусла, подогревают его, но не до кипячения, горячим вливают в посуду с суслом и сейчас же все хорошо перемешивают, чтобы сусло равномерно согрелось. Наилучшей температурой сусла являются те же 18─22°, что и для помещения. Вообще температура как помещения, так и сусла является главным условием возникновения и правильности брожения.

    Второе условие — наличие питательных веществ для дрожжевых грибков — обычно всегда имеется даже в сусле, сильно разбавленном водой. Но для правильности брожения и доведения его до самого конца следует при приготовлении сусла не забывать прибавлять к нему нашатыря (на каждый кг или литр сусла прибавляют 0,2─0,4 г нашатыря), являющегося пищей для дрожжей. Если брожение в сусле не возникло через 6─12 часов, что заметно по пенению и помутнению сусла, то следует добавить дрожжей или повысить температуру до 22°С.

    Первое брожение, при котором сусло пенится, называется главным брожением.

    ГЛАВНОЕ БРОЖЕНИЕ И УХОД ЗА НИМ

    Главное брожение продолжается от 10 до 100 дней в зависимости от того, какой крепости вино приготовляется. Чем более в вине должно содержаться спирта, тем дольше должно продолжаться бурное брожение, так как именно во время его и происходит превращение дрожжевыми грибками сахара в спирт и углекислый газ. При этом в бурном брожении различают два периода: 1) восбраживание, 2) главное брожение.

    При возбраживании, собственно бурном брожении, продолжающемся обычно 2─3 дня, сусло сильно пенится, вздувается и пена заполняет все оставшееся в сосуде свободное пространство над суслом, а если посуда чрезмерно налита суслом, то забивает трубку бродильного шпунта, выбивает пробку и может даже разорвать бочку. Это первое брожение сопровождается размножением дрожжевых клеток, называется также иногда верхним, так как дрожжи в это время работают главным образом в верхних частях сусла, где есть воздух.

    Затем сусло успокаивается, выделение пузырьков газа уменьшается, пена начинает оседать на дно ёмкости; это значит, что бурное брожение закончилось и началось главное брожение, называемое также нижним, которое и продолжается до тех пор, пока дрожжевые грибки не переработают в спирт весь сахар или не изготовят столько спирта, что отомрут от него. При этом главном брожении сусло уже не сильно пенится, пузырьки газа с каждым днем выделяются все реже и реже и, наконец, доходит до того, что в 1 мин. выделяется лишь 1 пузырек газа. К этому времени на дне посуды скапливается довольно объемистый осадок, состоящий главным образом из дрожжей, само же молодое вино становится хотя еще и мутноватым, но гораздо более прозрачным, чем было до того сусло. Это означает, что главное брожение закончилось и можно приступить к первой переливке вина.

    Во время бурного брожения уход за бродящим суслом состоит в следующем:

    Взмучивание дрожжевого осадка производится для лучшего разложения всего заданного в сусло сахара. Дело в том, что хотя бродящее вино мутно от плавающих в нем дрожжей, поднимаемых и увлекаемых со дна посуды выделяющимися пузырьками газа, но большая часть их покоится на дне посуды, нагромождаясь слоями друг над другом.

    Верхние слои, находясь в соседстве с сахаром и питательными веществами, могут беспрепятственно и размножаться, и вырабатывать спирт. Для нижних же слоев это значительно труднее. И чем меньше остается сахара в сусле, чем легче оно из-за этого, тем полнее оседают дрожжи, тем плотнее их слой и тем больше затруднена работа их нижних слоев. Поэтому для лучшего распределения дрожжей в бродящем вине во время главного брожения и особенно во второй половине его, производят несколько раз взмучивание дрожжевого осадка, продувая через осадок струю воздуха из какого-либо меха.

    Проветривание бродящего сусла производится потому, что для размножения дрожжей нужен воздух. Поэтому все плохо бродящие вина, в особенности, если брожение сильно замедлилось, полезно во второй половине главного брожения, когда уже образовалось 7─8 % спирта, проветривать вдуванием туда воздуха при помощи меха или выливанием бродящего вина со всеми дрожжами в чистую кадку или иную посуду, где и оставляют на воздухе на 3─4 часа, что дает возможность дрожжам освежиться и ускорить их размножение.

    Добавление сахара производится в том случае, если желают приготовить вино большой крепости, т. е. содержащее до 16 % спирта. В этом случае при приготовлении сусла не весь сахар кладется, а лишь 1/6─1/5 часть его (так, чтобы сахаристость сусла была не выше 10─15 %), остальной же сахар равными частями прибавляют к бродящему уже суслу через каждые 5─7 дней. Хотя при таком способе главное брожение продолжается очень долго (до 100 дней), но зато дрожжевые грибки сильно развиваются и смогут переработать весь сахар и приготовить из него наибольшее количество спирта.

    Если же мы сразу зададим в сусло весь необходимый сахар, то есть для образования 16 % спирта зададим 32 % сахара, то дрожжам будет очень трудно его переработать полностью и вино получится крепостью всего в 11─12 %, а часть сахара останется не перебродившей. При каждой прибавке сахарного песка следует сусло хорошо перемешивать.

    Контроль за температурой помещения и бродящего сусла весьма важен для правильного хода брожения. Наиболее благоприятной для бурного брожения температурой помещения является 18─22°С, без резких изменений и колебаний. Важно, чтобы температура сусла не поднималась выше 25°С, что легко может произойти во время бурного брожения, так как при превращении сахара в спирт дрожжевые грибки выделяют тепло. Благодаря этому сусло нагревается тем сильнее, чем энергичнее идет бурное брожение. Между тем, при температуре выше 25°С дрожжевые грибки уже начинают подавляться, поэтому следует следить за тем, чтобы бродящее сусло не слишком сильно нагревалось. Его следует охладить, прибавив в сусло небольшие кусочки льда или окутав посуду с бродящим суслом мокрым холстом и выставив на сквозняк, пока не охладится. Такое же охлаждение сусла можно произвести и при проветривании его на сквозняке или в холодную погоду. Однако охлаждение ниже 16°С приостанавливает брожение.

    Проверка хода брожения производится при окончании главного брожения или если брожение почему-либо прекратилось. В этих случаях следует попробовать молодое вино на вкус, чтобы определить, много ли в нем осталось сладости и не прекратилось ли брожение преждевременно. Если брожение прекратилось, а сладость вина еще значительна, то это могло произойти либо от неправильного подслащивания сусла, либо от несоответствующей температуры помещения или сусла, либо от недостаточной бродильной способности дрожжей, либо от неправильного их применения. Всему этому может помочь проветривание вина.

    Если же по прекращении брожения сладость или отсутствует, или чувствуется мало, а выступает лишь приятная кислотность вина, то значит, значительнейшая часть сахара переброжена, чем обеспечены и крепость, и прочность молодого вина.

    Когда главное брожение дошло до возможного предела, дрожжи лишились сахара или дальнейшей возможности его усваивать и перебраживать, на дне сосуда осел слой дрожжевого осадка и молодое вино стало почти прозрачным, то приступают к 1-й переливке вина.
    ПЕРВАЯ ПЕРЕЛИВКА ВИНА

    Осевший на дне посуды толстый слой рыхлого осадка состоит главным образом из погибших дрожжевых грибков и быстро может разложиться или загнить, что сообщит вину неприятный вкус и горечь, а также мутность, от которых впоследствии избавить вино невозможно. Поэтому не следует держать молодое вино на осадке дольше 2 недель. В особенности это важно для малокислых легких столовых вин, которые портятся быстрее, чем более крепкие и кислые вина. Для удаления из вина этого осадка и производят переливку вина.

    Для этого за 2─3дня до переливки посуду с вином устанавливают повыше, например, на столе, табуретке, скамье и т. п. К переливке приступают лишь тогда, когда вино после этой перестановки совершенно успокоится и осадок опустится на дно тары. Для переливания вина нужно приобрести 1─1,5 метра резиновой трубки толщиною в палец. Затем, сняв с посуды бродильный шпунт и пробку, опускают в вино один конец трубки так, чтобы он не коснулся осадка. Другой конец трубки держат над поставленной здесь ёмкостью или вставляют в горло другой бутыли. Втягивая ртом воздух из этого сифона, заставляют течь по нему вино в подставленные сосуды до тех пор, пока уровень вина в сосуде (бочке или бутыли) будет выше, чем уровень вина в ёмкостях для слива, либо пока погруженный в вино конец трубки не выйдет из вина и не окажется на воздухе.

    Для того, чтобы вино лучше проветрилось, следует, чтобы оно выливалось из трубки тонкой, как можно более длинной струйкой (для этого-то посуду с вином и нужно поставить повыше) или даже слегка разбрызгивать льющееся вино через душевую насадку.

    Осадок, оставшийся в посуде после переливки вина, содержит в себе некоторое количество вина. Чтобы его использовать и очистить от осадка и мути, весь осадок взбалтывают и выливают в мешок, сшитый из фланели или из толстого салфеточного холста и укрепленный на козелках или привязанный к ножкам опрокинутой вверх ногами табуретки. При этом вино будет процеживаться и стекать в подставленную внизу ёмкость чистым и прозрачным. Это процеженное вино присоединяют к вину, перелитому с помощью трубки.

    За время, пока вино процеживается с осадка, нужно подготовить новую посуду для перелитого вина. Если нет другой посуды немного меньшего размера, то приходится перелитое вино вливать опять в прежнюю посуду, конечно, тщательно ее отмыв от приставшей пены на стенках и в горлышке и от остатков осадка, несколько раз выполоскав посуду с содой. Но лучше и безопаснее, в особенности, если готовится вино слабое столовое, слить перелитое вино в посуду меньшего размера, ведь при постановке для брожения сусла посуда им наполняется не до веpха, а лишь на ¾─4/5 объема; кроме того, с осадком уйдет часть вина.

    Таким образом, после переливки у нас окажется вина меньше и займет оно в прежней посуде уже около 3/5─3/4 ее объема. Из-за этого увеличится площадь соприкосновения вина с воздухом и возрастет опасность заболевания вина уксуснокислым брожением, цветением и др. болезнями. Поэтому лучше перелитое вино слить в посуду меньшего размера, наполнив ее доверху, до самого горла и даже до пробки, чтобы уменьшить опасность соприкосновения с воздухом. Для крепких вин эта опасность гораздо слабее, они заболевают реже и их можно вливать и в прежнюю посуду.

    Если останется немного вина, его следует слить в отдельную посуду и сберегать про запас для доливки усыхающего вина в других больших ёмкостях.

    Наполненную вином бутыль или бочку закупоривают опять пробкой с бродильным шпунтом и переносят в более прохладное место для вторичного брожения — дображивания.
    ДОБРАЖИВАНИЕ ВИНА И УХОД ЗА НИМ

    Перелитое вино еще не совсем прозрачно. Оно еще содержит взвесь дрожжей и небольшое количество сахаров, не разложившихся во время главного брожения. Кроме того, от соприкосновения с воздухом во время переливки из вина начинают выпадать ранее растворенные в нем белковые вещества, которые следует удалить из вина, иначе оно впоследствии навсегда может замутиться и будет непрочным. Все это и происходит во время тихого брожения, называемого также дображиванием вина. Оно продолжается 3─4 месяца и оканчивается обычно к весне следующего за приготовлением вина года.

    По внешнему виду тихое брожение проявляется лишь тем, что в первое время (1─2 мес.) изредка выделяются пузырьки углекислого газа — по одному в 5─10 и более минут. Постепенно выделение газа все более и более уменьшается и, наконец, прекращается вовсе. В то же время на дне посуды оседает тонкий коричневый слой порошковатого осадка, вино становится все более и более прозрачным, грубый вкус его заменяется приятным и в нем начинает развиваться букет.

    Уход за вином во время этого дображивания состоит главным образом в наблюдении за температурой и в переливках вина.

    Температура помещения, в котором поставлено вино для дображивания, должна быть без резких колебаний и держаться в пределах 10─12°С. Поэтому в старину вина дображивали в пещерах, сделанных в глубине скал, а в наше время строят дорогие, глубокие подвалы со стабильной температурой.

    Можно поставить вино для дображивания в сухое подполье, в сухой подвал или погреб, если в них не слишком холодно и нет опасности, что вино замерзнет. В очень холодном (но не промерзающем) подвале вино сохранится хорошо, только дображивание его будет продолжаться дольше, чем это было бы, если бы температура была 10─12°С.

    Так как в большинстве случаев домашнего виноделия ощущается недостаток в помещениях для дображивания, то целесообразнее изготовлять вина более крепкие или сладкие, которые более прочны и выносливы к колебаниям температуры. В помещении, где дображивает вино, необходим чистый воздух и не должно храниться ни кислой капусты, ни других мочёностей и солёностей, а также сильно или неприятно пахнущих продуктов, ибо вино от них приобретет неприятный запах.

    Переливки вина во время дображивания производят:
    1) для очистки вина от оседающего на дно посуды осадка, который мог бы придать вину горечь;
    2) для проветривания вина.

    Последнее ускоряет выпадение растворенных в вине веществ, способных впоследствии замутить вино. Поэтому чем чаще вино переливают и проветривают, тем лучше оно очищается и становится прозрачнее. При этом если вино готовится в деревянных бочках, где оно всегда находится в легком соприкосновении с воздухом, проходящим через поры дерева, то вино нужно проветривать — примерно раз в 2 месяца.

    Если же вино дображивает в стеклянной посуде, то переливки и проветривание следует производить чаще — через 1 месяц и даже чаще, ибо чем больше будет сделано переливок, тем полнее вызреет вино и тем полнее выпадут из него все взвеси. Если готовится десертное или ликерное вино, то, по окончании тихого брожения, производят его подслащивание.
    ПОДСЛАЩИВАНИЕ ДЕСЕРТНЫХ И ЛИКЕРНЫХ ВИН

    После того, как вино добродило и стало прозрачным, можно приступить к подслащиванию вина для получения сладкого десертного или ликерного вина. Подслащивание производится очень просто: отвешивают то количество сахара, которое необходимо для содержания в вине, кладут его на холст, которым накрыта лейка, и пропускают через лейку с сахаром вино, пока сахар полностью не растворится.

    После этого подслащивания молодое вино становится стабильным и не боится заболеваний. Действительно, если приготовлено десертное вино с 12,25 % спирта и 15─20 % сахара, то его способность сохраняться равна 12,25 x 6 + 15(20) = 88,5(93,5) сахарных единиц, а между тем уже 78 единиц хорошо предохраняют вино от порчи. Тем более прочно будет ликерное вино, содержащее при 13 % спирта 40─50 % сахара. Оно имеет способность сохранения, равную 13 x 6 + 40(50) = 118(128) сахарных единиц, т. е. много более того, что необходимо для прочности вина.

    Но подслащенное вино пока еще негармонично, грубовато на вкус и имеет характерные свойства молодого вина. Поэтому, с целью округления и улучшения букета вина, его подвергают выдержке, во время которой добавленная сахароза превращается в глюкозу и фруктозу, после чего уже вино можно признать вполне созревшим.
    СОЗРЕВАНИЕ И ВЫДЕРЖКА ВИНА

    Вина столовые и крепкие считаются вполне созревшими тогда, когда в них совершенно закончилось тихое брожение, прекратилось выпадение осадка и вино стало совершенно прозрачным. Такое вино уже совсем выбродило и пригодно для розлива в бутылки.

    Если оно мутновато, то его нужно подготовить к розливу осветлением или оклейкой. Однако вино может быть на глаз совершенно прозрачным, а в то же время еще не вполне созревшим. Если разлить такое вино в бутылки, то в нем может опять начаться брожение и вино замутится.

    Чтобы узнать, созрело ли вино, применяют следующий способ. Наполняют вином 1─2 бутылки белого стекла, закупоривают их ватными пробками и ставят где-либо в теплой комнате дней на 10. Если по прошествии этого времени вино остается таким же, каким оно было при наливании в бутылки, т. е. прозрачным, без всякой мути или мутноватым, но без усилившейся мути, то это значит, что брожение вполне закончилось и вино вполне созрело для розлива в бутылки. В противном случае вино должно еще дображивать.

    Созревшее молодое вино все же еще имеет грубоватый вкус и сильный запах того фрукта, из которого оно приготовлено. Для того чтобы улучшить вино, сделать вкус его тоньше, деликатнее, а запах фруктов превратить в букет вина, его следует подвергнуть выдержке.

    Выдержка вина производится в той же посуде, в которой вино дображивало, но налитой вином до самой пробки и закупоренной наглухо деревянными или корковыми пробками. Посуду с вином следует держать в том же подвале, где вино дображивало, при той же температуре 10─12°С,без колебаний.

    Выдержка вина продолжается 2─3 года и более, при этом постепенно ароматические вещества, придающие вину аромат, изменяются и часто приобретают совершенно иной запах, образуют то, что называется букетом вина. Чем дольше выдерживается вино, тем букет получается лучше и тоньше и тем более дорогим становится вино. При этом количество спирта хотя постепенно и уменьшается, но старое, выдержанное долгое время вино опьяняет гораздо сильнее, чем вино не выдержанное.

    Во время выдержки, однако, вино постепенно усыхает, если оно держится в деревянной посуде, так что ежегодно на усушку теряется от 2 до 4,5 % вина, смотря по размерам посуды. А так как важно, чтобы вино не соприкасалось с воздухом, то за этим приходится следить и взамен усыхающего вина всегда подливать вино такого же качества или даже лучшего, но не худшего и не моложе. В этом и неудобство выдержки вина в бочках. При выдержке в земле, следовательно, всегда при одинаковой температуре, вино получается удивительно высоких качеств. Например, если попробовать ягодные вина, правильно приготовленные и сохраненные в земле 20─25 лет, то такие вина окажутся таких высоких качеств, что не будут уступать самым дорогим марочным виноградным винам. Конечно, выдержку вина производить не обязательно, если не гнаться за изысканным вкусом вина. Однако десертные и ликерные вина все же лучше всегда выдерживать, хотя бы 6 мес. после их подслащивания, чтобы улучшить грубый вкус.

    Выдержку подслащенных десертных и ликерных вин лучше производить при температуре 20°С, тогда превращение сахара и образование букета вина значительно ускоряется.

    Перед розливом в бутылки вино следует подготовить. Подготовка к розливу вина, розлив, хранение

    Наполненную вином бутыль или бочку закупоривают опять пробкой с бродильным шпунтом и переносят в более прохладное место для вторичного брожения — дображивания.
    ДОБРАЖИВАНИЕ ВИНА И УХОД ЗА НИМ

    Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.